Статьи

Аюрведические трактаты классического периода о важности физических упражнений

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-2-260-268
Авторы
Аффилиация: Новосибирский государственный медицинский университет
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история
Страницы 260 - 268
Аннотация

В публикации рассматриваются фрагменты аюрведических санскритских трактатов, посвященные важности регулярных физических упражнений для поддержания здоровья. Переведены отрывки из трудов классического периода, такие как «Аштанга-хридая» (ок. VII в. н.э.), «Чарака-самхита» (II в. до н.э. -ок. I-II в. н.э.), «Сушрута-самхита» (III в. до н.э. - V в. н.э.), вместе с традиционными санскритскими комментариями («Сарванга-сундара» Арунадатты, «Аюрведа-расаяна» Хемадри, «Шашилекха» Инду, «Аюрведа-дипика» Чакрапани, «Джалпа-калпатару» Гангадхары, «Нибандха-санграха» Далханы и др.).

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Статья:

Традиционная индийская медицина (ayurveda) имеет своим истоком лечебные гимны «Ригведы» и заклинания «Атхарваведы», шраманские практики врачевания и воззрения ортодоксальных религиозно-интел­лектуальных школ Древней Индии. Таким образом, аюрведа к своему классическому периоду складывается как изощренная схоластическая система врачевания, кодифицированная в специализированных сан­скритских текстах [1, p. 7].

Наиболее значимыми из дошедших до нас трактатов являются «Сушрута-самхита» (III в. до н.э. - V в. н.э.), «Чарака-самхита» (II в. до н.э. - ок. I-II вв. н.э.), «Аштанга-санграха» (ок. VI в.) Вагбхаты-старшего и «Аштанга-хридая» Вагбхаты-младшего (ок. VII в. н.э.) [2, с. 8-14; 3, с. 43-51; 4, p. 14l].

Традиционно к исходным текстам составлялись комментарии, среди которых следует отметить «Падартха-чандрика» Чандрананданы (ок. VIII в.), «Сарванга-сундара» Арунадатты (XII в.), «Аюрведа-расаяна» Хемадри (XIII в.) к «Аштанга-хридае», «Шашилекха» Инду (XII-XIII вв.) к «Аштанга-хридае» и «Аштанга-санграхе», «Аюрведа-дипика» Чакрапани (XI в.) и «Джалпа-калпатару» Гангадхары (XIX в.) к «Чарака-самхите», «Нибандха-санграха» Далханы (XII в.) к «Сушрута-самхите» [4].

Каждый из указанных выше трактатов содержит сведения о лечении заболеваний и об их предотвращении. Одной из важных профилактиче­ских повседневных практик называется умеренная физическая нагрузка (vyayama), описанию которой в классических источниках аюрведы и ком­ментариям к ней и посвящена данная работа.

В «Аштанга-хридае» (1.2.10) Вагбхата указывает:

laghavam karma-samarthyam dipto'gnir medasah ksayah |

vibhakta-ghana-gatratvam vyayamad upajayate ||

«Легкость в теле, способность к физическому труду, сильный огонь пищеварения, уменьшение жировой ткани, симметричность и крепость тела происходят от физических упражнений».

Арунадатта объясняет слово vyayama как активность, приводящую к телесной усталости. То же самое мы находим в «Аштанга-санграхе» (1.3.33): sarimyasa-jananam karma vyayama ucyate [6, p. 21] - «Активность, приводящая к телесной усталости, называется vyayama». Инду коммен­тирует это определение: та активность, выполняя которую тело устает/ совершает усилие, называется словом vyayama. Поэтому, добавляет Инду, для кого-то vyayama - это пешая прогулка (cabkramana), а для дру­гих что-то более интенсивное (anyad adhikam) [6, p. 21].

В «Сушрута-самхите» (4.24.38) указывается, что деятельность, при­водящая к телесной усталости, называется vyayama. У Хемадри телесная активность, результатом которой является только физическая уста­лость, называется vyayama.

Словарь «Медини-коша» (Ma-trikam, 52) говорит: vyayamah pauruse srame visame durga-sancare [8, p. 111-112] - «Vyayama используется в зна­чении человеческих усилий/усталости, чего-либо затруднительного, трудного места в тексте».

В некоторых изданиях «Чарака-самхиты» (1.7.33/1) содержится сле­дующий текст:

svedagamah svasa-vrddhirgatranam laghavam tatha |

hrdayady-uparodhas ca iti vyayama-laksanam || [9, p. 51].

«Признаки физической нагрузки - это появление испарины, углуб­ленного и частого дыхания, легкости в членах тела, чувство стесненно­сти в области сердца и т.д.».

Вагбхата приводит пять благих последствий физической нагрузки (panca-gunah):

  1. Легкость в теле (laghavam, dehasyalaghutvam, по Инду).
  2. Способность к физическому труду (karma-samarthyam).
  3. Сильный, букв. «зажженный», огонь пищеварения (dipto'gnih).
  4. Уменьшение запасов жировой ткани (medasahksayah). В «Сушрута- самхите» (4.24.41) говорится:

na castisadrsam tena kincit sthaulyapakarsanam | [7, p. 489].

«Не существует [средства], подобного этому (физическим упражне­ниям) для устранения избытка массы тела».

5. Симметричность и прочность тела (vibhakta-ghana-gatratvam). Тот, у кого члены тела симметричны и крепки, называется vibhakta-ghana- gatrah. Состояние такого человека называется vibhakta-ghana-gatratvam5.

Хемадри характеризует это состояние как погруженность, плот­ность/крепость/компактность частей тела (susannivista-nibidavayavatva). В «Сушрута-самхите» (4.24.41Б-44А) мы находим следующие строфы:

na ca vyayaminam martyam ardayanty arayo balat ||41||

na cainam sahasakramya jara samadhirohati | sthiribhavati mamsam ca vyayamabhiratasya ca ||42|| [7, p. 489].

«Того, кто практикует физические упражнения, враги не могут побе­дить до смерти с помощью силы. Старость, приблизившись, не одолевает его быстро или внезапно. Мышцы человека, приверженного к выполне­нию упражнений, становятся крепкими».

vyayama-svinna-gatrasya padbhyam udvartitasya ca |

vyadhayo nopasarpanti simham ksudra-mrga iva ||43|| [ibid.].

«Того, чье тело взмокло из-за физических упражнений и подверглось массажу стопами, не поражают болезни, как не приближаются ко льву антилопы».

vayo-rupa-gunair hinam api kuryat sudarsanam | 44А [ibid.].

«[Физические упражнения] делают привлекательным даже того, кто лишен молодости, красоты и добродетелей».

Хемадри добавляет: поэтому следует практиковать физические упражнения! Он также объясняет, что описание физических упражне­ний (к которым он относит, например, борьбу (niyuddha) и т.д.) следует сразу же после упоминания об абхьянге, что, по его мнению, указывает на необходимость совершения физических упражнений, будучи умащен­ным. В доказательство он цитирует текст из следующей, третьей, главы «Сутрастханы» «Аштанга-хридаи» (1.3.10), описывающий поведение в зимний сезон:

vata-ghna-tailair abhyangam murdhni tailam vimardanam |

niyuddham kusalaih sardham padaghatam cayuktitah || [5, p. 40].

«[Следует прибегнуть] к абхьянге маслами, снижающими вата-дошу, промасливанию головы, мягкому массажу тела и борьбе с умелыми бойцами в половину имеющейся силы, а также массажу тела ступнями тех, кто учен в этом искусстве».

«Сушрута-самхита» (4.24.39-40) говорит:

sariropacayah kantir gatranam suvibhaktata |

diptagnitvam analasyam sthiratvam laghavam mrja ||39||

srama-klama-pipasosnasitadinam sahisnuta |

arogyam capiparamam vyayamad upajayate ||40|| [7, p. 489].

«Здоровая упитанность, привлекательность, симметричность всех членов тела, сильный огонь пищеварения, отсутствие лени, крепость тела, легкость, чистота, способность переносить физическое и умствен­ное утомление, жажду, зной, холод и т.д., а также отличное здоровье, появляются от физических упражнений».

Строфа из «Аштанга-хридаи» (1.2.10), процитированная нами в нача­ле, равно как и строфа из «Аштанга-санграхи» (1.3.34) [6, p. 21] представ­ляют собой переложение строфы из «Чарака-самхиты» (1.7.32):

laghavam karma-samarthyam sthairyam duhkha-sahisnuta |

dosa-ksayo'gni-vrddhis ca vyayamad upajayate || [9, p. 50-51].

«Легкость в теле, способность к физическому труду, крепость тела, способность переносить лишения, устранение [избытка] дош, увеличе­ние огня пищеварения происходят от физической нагрузки».

Чакрапани поясняет в комментарии, что под словом «dosa-ksaya» имеется в виду устранение капха-доши, или же устранение всех трех дош за счет усиления огня пищеварения. Он цитирует в комментарии следующий отрывок:

sama-prakopau dosanam sarvesam agni-samsritau | [9, p. 51].

«Успокоение и выведение из равновесия всех дош зависит от огня пищеварения».

По мнению Гангадхары, laghava означает легкость тела, karma- samarthya - способность/силу/энергию к выполнению различной физи­ческой активности, sthairya - крепкое состояние тела, как в молодости (duhkha, или klesa-)sahisnuta - способность сносить/терпеть случившееся лишение, dosa-ksaya - устранение избытка или недостатка трех дош.

В связи с этим возникает вопрос: если от физических упражнений происходит уменьшение капха-доши, но увеличивается вата- и питта-доша, то почему здесь говорится о трех дошах? Ответ дается следующими словами: все дело в усилении огня пищеварения! (agni-vrddhis ca).

Гангадхара говорит, что слово ca здесь используется в значении обо­снования (yasmat). В доказательство он цитирует отрывок из «Сушрута- самхиты» (4.24.44Б-45А):

vyayamam kurvato nityam viruddham api bhojanam |

vidagdham avidagdham va nirdosam paripacyate || [7, p. 489].

«У регулярно практикующего физические упражнения даже несо­вместимая пища, передержанная на огне или недоваренная, полностью переваривается без каких-либо затруднений».

Несовместимая (viruddha) пища описывается более подробно в 20-й главе «Сутрастханы» «Сушрута-самхиты». По мнению Далханы, слово vidagdha, «сожженная», означает кислую по випаке пищу (amlapaka), а avidagdha - любую другую (vidagdhad anyat), в том числе и сырую пищу (amam). Такова сила огня пищеварения (evam vahni-balam). Гангадхара завершает комментарий цитатой:

caya-prakopau dosanam sarvesam agni-samsritau | [10, p. 361].

«Накопление и выведение из равновесия всех дош зависит от огня пищеварения».

В седьмой главе «Сутрастханы» «Чарака-самхиты» (1.7.31-35) приво­дится описание физических упражнений в контексте вреда и пользы сдерживания или несдерживания позывов тела. Физические упражне­ния, по мнению Чакрапани, являются практикой, которую одновременно следует и не следует сдерживать. Другими словами, необходимо знание должной меры.

sarira-cesta ya cesta sthairyartha bala-vardhini | 

deha-vyayama-samkhyata matraya tam samacaret ||31|| [9, p. 50].

«Активность тела, которая приносит радость, направлена на поддер­жание крепости тела, увеличивающая физическую силу, называется физической нагрузкой. Следует выполнять ее в должной мере».

Чакрапани обращает наше внимание на то, что в этой строфе из «Чарака-самхиты» (1.7.31) используется слово «deha-vyayama» (упражне­ния тела), а не просто vyayama. По его мнению, это указывает на то, что в эту категорию не могут быть включены упражнения, связанные с пси­хической деятельностью, такие как размышления или беспокойство. Умственный труд не является заменой физической активности. То же самое можно сказать и о речевой деятельности: в «Джалпа-калпатару» Гангадхара говорит, что слово deha указывает именно на тело, но не на речь или ум.

Другое важное слово здесь - ista, желанная/любимая. Гангадхара объясняет его как «та, что нравится уму» (mano'bhista). Поэтому активность, выполняемая как долг или работа, например поднятие и перенос грузов, не является в прямом смысле тем, что следует выполнять еже­дневно как физические упражнения. Чакрапани говорит, что примером приятных телесных упражнений являются пешие прогулки. Так, «Сушрута-самхита» (4.24.80) говорит:

yat tu cankramanam natideha-pidakaram bhavet |

tad ayur-bala-medhagni-pradam indriya-bodhanam ||80|| [7, p. 490].

«Те же прогулки, что не доставляют телу излишние страдания, прод­ляют жизнь, наделяют силой, памятью, улучшают огонь пищеварения, пробуждают воспринимающие чувства».

Далхана в комментарии поясняет, что пешие прогулки - это блужда­ние извилистыми маршрутами.

Слово sthairyartha означает «направленная на поддержание прочно­сти тела». То есть она не должна быть недостаточной или избыточной, поэтому далее говорится «увеличивающая силу». Может возникнуть вопрос, если физические упражнения названы sthairyartha, «направлен­ная на поддержание прочности тела», то каким образом она может быть bala-vardhini, «увеличивающей силу»? Гангадхара объясняет, что приме­няемая в правильной мере физическая нагрузка, даже будучи одинако­вой по внешней форме, постепенно приведет к увеличению силы. Он приводит в пример текст о прогулках из «Сушрута-самхиты», процитиро­ванный нами выше.

Слово matraya означает «в должной мере», то есть «не переходя гра­ницы, пребывая в стабильном состоянии» (anapayi-parimanena). В этом случае указанные нами выше (1.7.32) блага от физических упражнений начиная с легкости в теле и т.д. будут иметь место при одновременном отсутствии неблагоприятных признаков, таких как физическая уста­лость, головокружение и т.д., которые перечисляются в «Чарака-самхите» позже (ЧС 1.7.33 [9, p. 51]), и о которых подробно расскажет Вагбхата в 4-й главе «Сутрастханы» «Аштанга-хридаи» [5, p. 52-60].

Гангадхара также указывает, что правильная мера физических упражнений, как всем известно, это нагрузка вполсилы. Об этом гово­рит и Вагбхата в следующих строфах «Аштанга-хридаи».

Таковы сведения о важности физических упражнений, изложенные в аюрведических трактатах классического периода и комментаторской традиции XI-XIX вв.