Статьи

К методологии исследования буддийского изобразительного искусства (на примере произведений Г. Дзанабазара)

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-534-547
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Историография, источниковедение, методы исторического исследования
Страницы 534 - 547
Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ разных подходов к изучению буддийской иконографии и предметов культового искусства: научного академического и традиционного буддийского. Рассматриваются их главные цели и задачи, понимание изобразительного художественного стиля в искусствоведении и буддийской традиции. Аргументируется возможность и необходимость использования разноплановых источников исследования, а вернее, комплексного и мультидисциплинарного принципа работы с культовыми образами будд, бодхисаттв и божеств для наиболее глубокого и адекватного их понимания, а также экспонирования в музейном или ином выставочном пространстве. Идеальной моделью для разработки подобной методики исследования, на взгляд автора, является творчество крупнейшего буддийского мастера Гомбодоржийн Дзанабазара (1635–1723), который сочетал в себе качества художника, высокообразованного буддийского адепта, духовного наставника, и правителя государства. Рассмотрены типы письменных и других вербальных источников, а также типы предметов, или визуальные источники, которые должны быть использованы для раскрытия темы художественного творчества буддистов. Также осуществляется попытка сформулировать наиболее актуальные задачи и перспективные направления для исследователей изобразительного искусства тибето-монгольского буддизма.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS