Статьи

Спор о порицаемом (мункар) в каландарской газели Мадждуда Санаи «В нашем переулке живут добрые красавцы»

english version

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-271-288
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Журнал
Раздел ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА. Философская антропология, философия культуры
Страницы 271 - 288
Аннотация

В современном мире вопросы традиционной морали являются факторами возникновения и разрешения межэтнических, а также межрелигиозных кризисов. Изучение вариантов ответов на разного рода этические вопросы не теряет свою актуальность. Цель работы заключается в исследовании того, как в персидском классическом суфизме рассматривалась этическая составляющая поступка. Исследование выполнено на материале комментированного перевода прежде неизученной газели Мадждуда Санаи «В нашем переулке живут добрые красавцы» с привлечением материала других работ данного средневекового автора. В основу работы был положен филологический перевод средневекового поэтического памятника, осуществлена его текстуальная реконструкция и контекстный анализ. С использованием дискриптивного метода было дано краткое описание интересующего нас пласта творчества Мадждуда Санаи и его значения для исламского мистицизма. Было установлено, что закрепление за человеком статуса субъекта моральной оценки приводит Санаи к утверждению морального релятивизма. Возведение же всех действий к единственному действователю – Богу – лишает человека права на моральную оценку и делает человека неверным в случае, если он моральную оценку высказывает.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Список литературы:
  1. Алонцев М. А. «Я надеваю рубище, чтобы стать суфием»: движение маламатиййа и конструирование суфийской истории в сочинениях X– XIII вв. Islamology. 2020. Т. 10. № 1. С. 9–28.
  2. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
  3. Казарян А. Т. Зло. Православная энциклопедия Электронный ресурс: URL: https://www.pravenc.ru/text/199913.html (дата обращения: 20.02.2023).
  4. Коран. Пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османова. Москва: Ладомир; Восточная литература, 1995. 582 с. («Исламская библиотека»; “Ex Oriente Lux”).
  5. Корнеева Т. Г. Насир Хусрав и его философские взгляды. Отв. ред. А. В. Смирнов, Н. Ю. Чалисова. М.: Садра, 2021. 224 с.
  6. Корнеева Т. Г. Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита. Философия и культура. 2015. № 6. C. 830–842.
  7. Лукашев А. А. «Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии. Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 1. С. 222–231.
  8. Лукашев А. А. Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…». Вестник ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та). Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. C. 117–136.
  9. Лукашев А. А. «Толкование руба‘йата»: знакомство с философией ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492). Ислам в современном мире. 2018. № 3. C. 115–130.
  10. Лукашев А. А. Мадждуд Санаи и «Глава об очищении» из его поэмы «Сад истины...». Восток (Oriens). 2022. № 5. C. 240–252.
  11. Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи. Отв. ред. А. В. Смирнов. М.: Садра, 2020. 320 с..
  12. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма. М.: Садра, 2023. 552 с..
  13. Рейснер М. Л. Средневековый город в сокровенном языке персидской поэзии (XI–XIV вв.): социальная и конфессиональная лексика. Культурноисторическаяпарадигмаиязыковыепроцессы. Отв. ред. В. Я. Порхомовский, Н. Н. Семенюк. Москва — Калуга: Эйдос, 2011. C. 91–127.
  14. Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (X–XIV века). М.: Наука, 1989. 224 с..
  15. Сеййид Мухаммед Хаменеи. Время и временное. Пер. Я. Эшотса. Ишрак. Ежегодник исламской философии. № 1. М.: Изд. дом ЯСК, 2010. С. 105–112.
  16. Смирнов А. В. Всечеловеческое vs. общечеловеческое. М.: Садра; Изд. дом ЯСК, 2019. 216 с..
  17. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А. А. Ставиской; под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: София; Гелиос, 2002. 480 с..
  18. Федорова Ю. Е. Странствие в познании. Опыт философского прочтения поэмы Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц». Отв. ред. А. В. Смирнов, Л. Г. Лахути. М.: Садра, 2023. 288 с.
  19. Хохлов М. Ш. Меры веса Бухарского эмирата в конце XVIII — начале XX в. Вестник РГГУ (Российского гуманитарного гос. ун-та). Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 7 (50). С. 192–210.
  20. ‘Attar, Farid al-Din. Museebat-nama. Mukaddima, tashih va ta‘liqat-i MuhammadRiza Shafii-Kadkani. Tehran: Sohan, 1386. 957 s.
  21. Abd al-Jabbar. Sharh al-usul al-khamsa. al-Qahira: Maktaba wahba, 1996. 830 c.
  22. Alawi Muqaddam M. Ta’wil-i ghazal-i haj-i Hakim Sanai bar payayy-i nazariyayy-i chandganagi ma‘ani wa ruykard-i hermenewtiki. Sana-i Sanai: Majmu‘a-i maqalat-i hamayash-i bayn al-millaliyy-i Hakim Sanai. Bah ihtimam-i Maryam Husayni. Tehran: Danishgah-i az-Zahra: Hana-i kitab 1388. 888 p.
  23. al-Jishshami. Sharh al-‘uyun al-masa’il. Moscow: Sadra, 2021. 776 c.
  24. Anderson R. M. The Effect of Factionalism on Jewish Persecution: How the Conflict between Bernard of Clairvaux’s Cistercian Order and Peter Abelard’s Scholasticism Contributed to the Equating of Jews with Heretics. (Under the direction of Dr. Julie Mell.) A thesis submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Raleigh, North Carolina: 2016.
  25. Blois F. C. de. “Zindīḳ”. Encyclopédie de l’Islam. First published online: 2010. — Электронный ресурс: URL: http://dx.doi.org/10.1163/9789004206106_eifo_COM_1389. (accessed: 10.07.2023).
  26. De Bruijn J. T. P. Of Piety and Poetry. Leiden: E. J. Brill, 1983.
  27. De Jong I. J. F. Malamatiyya. Encyclopaedia of Islam. CD-ROM edition. V. 1.0. Leiden: Brill, w. d.
  28. Encyclopedia of Islamic civilization and religion. Ed. by I. R. Netton. London — New York: Routledge, 2008.
  29. Hoseyni S., Niri M. Farhangafariniyy-i Sanaʼi dar sahat-i kalandari ba takiyya-i bar qasayed-i u. Madzhalla-i shi‘rpazhuhi (Bustan-i adab). Vol. 13, no 3. Shiraz: Danishgah-i Shiraz, 1400. C. 133–156.
  30. Massignon L. “Zindīḳ”. Encyclopaedia of Islam. First ed. (1913–1936). Eds: M. Th. Houtsma, T. W. Arnold, R. Basset, R. Hartmann. First published online: 2012. — Available from: URL: http://dx.doi.org/10.1163/2214-871X_ei1_ SIM_6098. (accessed: 10.07.2023).
  31. Sajadi, Sayyid Jafar. Farharng-i istilahat va ta‘birat-i ‘irfani. Tehran: Kitabhana-i Tahuri, 1378. 814 c.
  32. Sanaʼi, Abu al-Majd Majdud Ibn Adam. Hadiqat al-haqiqa wa shari'at al-tariqa. Tashih wa tahshiya Mudarris Rizawi. Tehran, 1374 [1995]. 956 c.
  33. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Dar iqlim-i rawashanai: tafisir-i chand ghazal az Hakim Sanaʼi Ghaznawi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1385. 300 p.
  34. Shafiʻi-Kadkani, Muhammad-Riza. Taziyanahayy-i suluk: naqd va tahlil-i chand qasidah az Hakim Sanaʼi. Tehran: Muʼassasa-i Intisharat-i Agah, 1372 [1993]. 544 p.
Для цитирования: Лукашев А.А. Спор о порицаемом (мункар) в каландарской газели Мадждуда Санаи «В нашем переулке живут добрые красавцы». Ориенталистика. 2023; т. 6, 2: 271-288