Статьи

Смешанный совет в истории Антиохийского патриархата. Факты и интерпретация

english version

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-886-899
Авторы
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Отечественная история
Страницы 886 - 899
Аннотация

Смешанный совет (национальная комиссия) — особая форма политического взаимодействия христиан и должностных лиц двух империй — Российской и Османской. В состав совета в равных пропорциях входили священнослужители и прихожане. Смешанный Совет существовал во всех областях Османской империи, в которых проживало христианское население. Источники свидетельствуют о том, что Смешанный совет с множеством административных функций по контролю за решением административных проблем, а также ради наблюдения за учебными заведениями и учебным процессом, был впервые образован в Антиохийском патриархате под давлением известного дипломата графа Н. П. Игнатьева, являвшегося в 1864–1877 гг. послом Российской империи в Константинополе. Смешанный совет рассматривался затем также в качестве одной из форм сглаживания этноконфессиональных внутренних противоречий в Палестине и Сирии между арбами-христианами и греческими иерархами. Активное участие Российской империи в делах христианских патриархатов объясняется объемами финансовых «вложений». До 80% всего бюджета Иерусалимской патриархии в конце XIX в. составляли денежные средства, поступавшие из России. В случае с Антиохийской патриархией пропорция была иной — около 30% её бюджета имели российское происхождение.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Список литературы:
  1. Бутова Р. К. Вопросы послевоенного обустройства Палестины в Совете Императорского Православного Палестинского Общества (1915). Христианство на Ближнем Востоке. 2023. № 1. С. 1–164.
  2. Грушевой А. Г. Из истории русской науки на Ближнем Востоке: проект Е. П. Ковалевского. Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. 2017. № 4. С. 110–128.
  3. Грушевой А. Г. Просвещение арабов- христиан как важный фактор во внешней политики России на Ближнем Востоке (вторая половина XIX в.). Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. 2020. № 3. С. 247–265.
  4. Грушевой А.Г. «Уврачевание» Иерусалимской церкви в мыслях и действиях Порфирия Успенского. Петербургский исторический журнал. 2020. № 1. С. 75–85.
  5. Грушевой А. Г. Две записки князя Б. Н. Шаховского (1908–1909 гг.) об Императорском Православном Палестинском обществе и его задачах. Публикация и комментарии А. Г. Грушевого. Православный Палестинский сборник. 2021. № 119. С. 278–307.
  6. Лебедев А. П. История Греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. Кн. II. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004.
  7. Леонтьев А. И. Реформы церковного управления в Иерусалимском патриархате. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1911. Т. 22. С. 193–195.
  8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Наука, 2006.
  9. Мансуров Б. П. Отчет о палестинской командировке. Россия в Святой Земле, Документы и материалы. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2015. С. 489–559.
  10. Петрунина О. Е. Первые шаги национальной церкви: патриаршие выборы в Антиохийской православной Церкви в 1906 г. (по донесениям российских консулов) Вестник МГУ. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 3. С. 94–110.
  11. Петрунина О. Е. Кризис в Антиохийской патриархии в 1913 г. (по материалам архива Внешней политики Российской империи) Вестник МГУ. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2021. № 4. С. 88–103.
  12. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2015.
  13. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 2. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2017.
  14. Световостоков И. Примирение Иерусалимского патриарха с туземою паствою. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1910. № 21. С. 620–639.
  15. Смирнова И. Ю. Переписка А. Н. Муравьева с росcийским генконсулом в Бейруте К. М. Базили как источник по истории связей России с православным Востоком в 1830–1840 гг. Православный Палестинский Сборник. 2005. № 3. С. 21–41.
  16. Смирнова И. Ю. Переписка Константина Михайловича Базили и Андрея Николаевича Муравьева (1839–1852). Подготовка текста и примечания И. Ю. Смирновой. Письменные памятники Востока. 2005. № 103. С. 42–101.
  17. Якушев М. И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е — начало XX века. М.: Индрик, 2013.
  18. Письмо А. П. Беляева в Константинополь, в посольство от 17 февраля 1900 г. АВПРИ. Ф. 180. Д. 3346. Оп. 517/2. Л. 26–32.
  19. Письмо А. А. Гагарина в Константинополь в посольство. АВПРИ Ф. 180. Д. 3442. Оп. 517/2. Л. 18.
  20. Письмо А. А. Гагарина в посольство в Константинополь. АВПРИ. Ф. 180. Д. 3442. Оп. 517/2. Л. 38.
  21. Письмо Б. Н. Шаховского в Константинополь в посольство. АВПРИ. Ф. 180. Д. 3439. Оп. 517/2. Л. 171–178.
  22. Письмо Б. Н. Шаховского в Константинополь в посольство. АВПРИ. Ф. 180. Д. 3439. Оп. 517/2. Л. 99–105.
  23. Копия решения Св. Синода о выделении из специального фонда денежных средств в пользу церквей, обуреваемых магометантством. АВПРИ. Ф.180. Д. 3439. Оп. 517/2. Л. 9.
  24. Г. С. Фонвизин. Записка о Святой Земле. АВПРИ. Д. 362/0. Оп. 482. Л. 1–37.
  25. Г. С. Фонвизин. Записка о Вселенской Церкви. АВПРИ. Д. 3620. Оп. 482. Л. 1–25.
  26. Письмо Б. Н. Шаховского в Константинополь в посольство. АВПРИ. Ф. РИППО. Д. 435. Оп. 873/1. Л. 65–70.
  27. Письма П. И. Ряжского в посольство в Константинополь. АВПРИ. Ф. 337/2. Д. 516. Оп. 873/1. Л. 89–102.
Для цитирования: Грушевой А.Г. Смешанный совет в истории Антиохийского патриархата. Факты и интерпретация. Ориенталистика. 2023; т. 6, 5: 886-899