Article

Угадать контуры грядущего: академические дискуссии о гуманистическом единстве Востока и Запада

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-3-4-363-368
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
член редакционной коллегии
Журнал
Раздел Колонка редактора
Страницы 363 - 368
Скачать PDF Скачать JATS
Статья:

Завершившийся в ноябре 2018 года 200-летний юбилей Института востоковедения Российской академии наук, ударно отмеченный между­народным Конгрессом и целой серией востоковедческих конференций, круглых столов, тематических собраний, а также специальной выстав­кой в Государственном музее Востока, наглядно показал широкий диапа­зон охвата разрабатываемой институтом-юбиляром востоковедной тематики и его уникальный уровень высокопрофессиональных гумани­тарных исследований. Это дает серьезный повод для осмысления этапов пройденного пути и некоторых встающих перед отечественными специ­алистами научных задач, требующих особого внимания.

Первое, что обращает на себя внимание участников юбилейных мероприятий1, это то, что публичное влияние Института востоковеде­ния выходит далеко за пределы России. Сегодня он является значимым субъектом гуманитарной науки и академическим центром притяжения для большого числа исследователей, общественных деятелей и полити­ков из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сохранение этого реально существующего интеллектуального авторитета, наряду с текущей нова­торской научной работой, должно оставаться одним из важнейших при­оритетов Института. Именно в непрерывном поступательном развитии научной мысли, в укреплении герменевтической традиции углубленно­го, тонкого понимания древнего и современного Востока, в сопоставле­нии и сближении Востока с Западом и на этой основе в осмыслении места России в быстро меняющемся мире коренится, на наш взгляд, гуманитарная и интеллектуальная мощь отечественного востоковедно­го потенциала.

Для закрепления достигнутого научного уровня необходимо каче­ственно увеличить масштаб представленности и доступности результа­тов научной деятельности Института в электронном информационном пространстве, в том числе на иностранных языках, включая языки наро­дов Востока. Это пожелание вполне согласуется и с поставленной перед институтами Российской академии наук правительством РФ актуальной задачей обеспечить доступность корпуса научно-исследовательских работ сотрудников учреждений РАН зарубежному научному сообществу, активно используя для этого публикации на иностранных языках.

Выдающиеся ученые-востоковеды Института в силу самой специ­фики необыкновенно широкого спектра востоковедческих знаний, рождающих нетривиальные сопоставления и точные герменевтиче­ские ассоциации, всегда поддерживали междисциплинарные и, каза­лось бы, непрофильные профессиональные диалоги. Между тем имен­но они формируют механизмы нестереотипного понимания, позволяют плодотворно сопоставлять свой образ мира с картиной мира изучаемой восточной культуры. А. М. Пятигорский считал, что важен сам по себе разговор, ибо любая краткая беседа специалистов является базовым квантом зарождения новой мысли, толчком к развитию и уточнению разрабатываемых идей. Л. И. Рейснер и многие другие сотрудники Института славились своей открытостью и умением «включать» диа­логовое мышление. Готовностью поделиться с коллегами были знаме­ниты В. А. Яшкин и Г. К. Широков. Сборник, подготовленный А. М. Петровым к юбилею последнего, так и назывался: «Я хотел бы с тобой поговорить». С давней плодотворной отечественной традицией доброжелательного общения связана практика еженедельного прове­дения открытых профессиональных журфиксов, которой отличались наши крупные ученые, оставлявшие после себя важные открытия, интересные монографии и целые научные школы. Но сегодня очень многие недооценивают и даже не понимают системоформирующую важность диалога. Под ним обычно подразумеваются параллельные монологи, сдобренные паузами политкорректности. Участие во всех 16 Мировых общественных форумах «Диалог цивилизаций» сделало для меня очевидной необходимость культивирования искусства беско­рыстного диалога, поддерживающего и развивающего мысль собесед­ника. Для этого была разработана специальная разговорная программа «Диаверситет», которая уже шесть лет проводится по методически выверенному ритуалу общения в нескольких университетах, отказыва­ющихся от агрессивной формы бойцовских конкурентных «баттлов», выстроенных на евроатлантической философии игр с нулевой суммой и безоглядной борьбы за лидерство.

Вернемся к напряженной повестке научных сессий, проходивших на самых разных столичных площадках. На юбилейном конгрессе в тече­ние двух дней работы на пяти специальных сессиях было заслушано более 20 выступлений ключевых докладчиков, приняты поздравления многочисленных почетных гостей из разных стран и мировых научных центров, спонсоров2. Был затронут весь комплекс исторических тем, относящихся к основным этапам жизни стран Востока, определены точки схождения и расхождения позиций колониальных и националь­ных востоковедческих школ, показана сопричастность судеб России и стран Востока как в непосредственно ближнем евразийском социо­культурном пространстве, так и других, связанных революционно-осво­бодительной практикой, регионах мира. На нынешнем этапе развития внимание докладчиков было обращено к проблеме грядущего гумани­стического единства Востока и Запада, всей планетарной цивилизации. Здесь наибольший интерес вызвали вопросы социального расхождения между отдельными, впадающими в архаику странами с несостоявшимся государством и странами, чья резко усилившаяся экономическая мощь предполагает неизбежное возрастание роли Востока в глобальной политике и мировой экономике.

Для отечественного востоковедения естественным было традицион­ное обращение к проблемам регионального и двухстороннего сотрудни­чества. Конференция «Россия и Индия в региональном и глобальном контексте» обсуждала весь комплекс актуальных для дружественных стран вопросов, начиная с проблемы сохранения нашего привилегиро­ванного партнерства, включая оценку общих позиций в урегулировании внутрирегиональных конфликтов с ближайшими соседями, и кончая задачами укрепления взаимодействия России и Индии с международны­ми организациями в многостороннем формате, включая РИК, ШОС и БРИКС.

Такой многосторонний ракурс рассмотрения региональных вопро­сов был воспринят и на международной конференции «Геополитика, ядерные проблемы и Ближний Восток», организованной ИВ РАН в сотруд­ничестве с Международным институтом стратегических исследований. Проблема «расползания» расщепляемых ядерных материалов остается одной из самых трудно решаемых глобальных проблем. Ввиду сложно­стей в сохранении СВПД (Совместного всеобъемлющего плана дей­ствий), по решению организаторов конференция прошла в неофициаль­ном, закрытом режиме.

О том, в каких конкретных формах изменяются национальные тра­диции исповедания веры и с какими острыми противоречиями сегодня сталкиваются вероучительные практики интерпретации и инструмен­тализации современного ислама, говорилось на конференции «Ислам в современном мире: вероучение и община». Близкой по охвату ключево­го региона, но более фундаментальной по диахронической тематике, по охвату фольклорного материала и по лингвистике семитской языковой семьи стала международная конференция «Языки и фольклор народов юга Аравии: основные направления отечественных и зарубежных иссле­дований на современном этапе». На этой конференции встретились и плодотворно общались представители трех основных мировых школ изучения современных южноаравийских языков - британской, россий­ской и французской, и особенно стоит отметить важное для всех участие квалифицированного носителя обоих региональных языков (мехри и джиббали). Объединила участников всех этих встреч сводная XIII кон­ференция арабистов ИВ РАН.

Переходя к другому региону, отметим четыре важные конферен­ции, посвященные исследованию традиционных дисциплин и совре­менного Востока. Первая - «Тибетология и буддология на стыке науки и религии» - разбирала мировоззренческие, философские и религиоз­ные аспекты этого динамично развивающегося цивилизационного пространства. Вторая - «Современное состояние конфликта в Южно­Китайском море» - сосредоточила свое внимание на растущем тихо­океанском геостратегическом противостоянии непосредственных участников давних территориальных споров, в которых немалую роль играет вмешательство третьей стороны под предлогом защиты прав мореплавания в проливах. Третья конференция - «Монгольская цивилизация в фокусе российского востоковедения» - как бы объеди­нила страны участницы - трансконтинентального евразийского про­странства, поставив в центре внимания роль Монголии в историче­ских и грядущих взаимоотношениях современных России, Монголии и Китая. Завершала работу всех этих региональных научных сессий мощная обобщающая конференция «Прошлое и настоящее россий­ской синологии».

Комплексный анализ макрорегиональных и межстрановых отноше­ний был бы, пожалуй, неполным без присущего отечественному востоко­ведению внимания к немасштабным, но крайне интересным местным явлениям. Особенно это актуально, когда речь идет о территории Российской Федерации. Такому историко-социальному исследователь­скому подходу была посвящена узкоспециальная конференция «Кавказская Албания в историко-культурном пространстве Евразии». Тем не менее ее тематика затронула три ключевые проблемы, непрехо­дящее значение которых выходит далеко за пределы мест и времен изу­чаемых явлений. К ним относятся: политогенез раннегосударственных образований на территории России, история начального распростране­ния автокефального восточного христианства и роль эллинистической эпохи в развитии взаимодействия кавказских племен и этносов на стыке влияния Парфии, Рима, Ирана, Палестины и Византии.

Семидесятилетию образования независимого израильского государ­ства была посвящена конференция «Израиль: проблемы и перспективы развития». С ней соседствовала конференция «Мир и государство - стро­ительство будущего на Ближнем Востоке», которую ИВ РАН провел в партнерстве с Центром проблем безопасности и развития МГУ им. М. В. Ломоносова. Несмотря на интереснейшие и напряженные деба­ты, разрешить проблемы, поставленные в повестку дня, не удалось во многом из-за привычного международного терминологического аппара­та, уже утратившего к настоящему моменту свою когнитивную значи­мость. Говорить применительно к странам, пораженным внутренними и внешними вооруженными конфликтами, о государственном строи­тельстве, об общенациональной безопасности и к тому же думать о при­влечении на эти цели частных инвестиций и средств международных организаций представляется голословным дезориентирующим игнори­рованием фактической ситуации. Сегодня разрушены по живому суве­ренные государства Ближнего Востока и Северной Африки, где попытки навязывания псевдоуниверсальной модели западной демократии извне провалились. В итоге, эти страны оказались жертвами национального крушения. На выжженном поле привычные политические термины-кли­ше уже не работают. Территории, впадающие в архаику, раздробленные на мельчайшие клановые фракции, не способные к внутреннему объеди­нению и примирению, трудно считать государствами, хотя они продол­жают оставаться на политических картах мира. Конференция показала, что здесь нужно заново искать адекватные термины и вырабатывать совершенно иной научный язык, необходимый для понимания глубины и масштабов случившегося.

В современных благополучных странах Востока одна из составных частей, необходимых государственному управлению развитием, отно­сится к теме «Развитие экономики инноваций в странах Ближнего Востока». Так называлась конференция, посвященная путям решения острых проблем перенаселения, нехватки пресной воды, продоволь­ствия, истощения запасов добываемых природных ресурсов и растущему экологическому неблагополучию в регионе. Состоявшиеся обсуждения в основном были посвящены технологическим, инфраструктурным и инвестиционно-финансовым аспектам догоняющего и прыжкового развития.

Завершился всеохватный осенний блиц-марафон академических востоковедных дискуссий ставшей традиционной комплексной конфе­ренцией «Классическое востоковедение: источниковедение, архиви- стика, археология», в трех составных частях которой приняли участие исследователи, специалисты и ученые из востоковедных учреждений 15 стран мира. Наш журнал с нетерпением ожидает большой приток статей, откликов и материалов, которые позволят закрепить результа­ты достигнутого международного научного обмена и продвинуть впе­ред перспективные исследования по всему фронту изучения стран Востока.