Preview

Ориенталистика

Расширенный поиск

Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635-1723)

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных творчеству великого монгольского мастера Дзанабазара. Изображения Будды Амитаюса узнаваемо по основному атрибуту - сосуд с эликсиром бессмертия, который он держит в руках перед собой. Культ Амитаюса - один из тантрических способов защиты жизни и здоровья верующего, продления срока активной практики буддизма. Образ Амитаюса очень часто встречается в различном исполнении в регионах тибето-монгольского буддизма. Он широко известен и почитаем, что неудивительно, ибо сохранение и продление срока жизни актуально для людей везде и всегда. В Монголии, Тибете, Бурятии, Калмыкии, Тыве его называют Аюши-бурхан, при угрозе жизни и здоровью человека заказывают чтение «Сутры долголетия» или «Цэдо» (тиб.: tshe mdo), посвященные Амитаюсу, делают подношения в храме, возжигают масляные светильники (монг.: зула) и т. д. Основные тексты культа, актуальные для региона: «Сукхавати-вьюха сутра» I в. н. э., «Амитаюс-дхьяна сутра» IV в. Амитаюс есть проявление силы Татхагата Будды Амитабхи, главы лотосового семейства, обитающего в Чистых землях Сукхавати, где Амитаюс пребывает среди бодхисаттв в свите Будды Амитабхи. Данный фактор напрямую связывает вопрос срока жизни с целеполаганием самой жизни. Сукхавати есть место, где все материальные, телесные потребности живых существ уже обеспечены, побеждены агрессия и жажда присвоения, и люди посвящают себя исключительно духовному росту. Великий монгольский художник Г. Дзанабазар, просветитель и глава государства, уделял достойное внимание культу Амитаюса, свидетельство тому - великолепные скульптуры, включенные в список его наследия. Речь идет прежде всего о крупных скульптурах Будды Амитаюса из Музея-храма Чойжин-ламы в Монголии и Музее истории Бурятии в г. Улан-Удэ, в России. Скульптуры различаются размерами, техникой исполнения, пластическим решением некоторых деталей, но неизменными остаются единство эстетики и стиля, совершенные пропорции и филигранность обработки на всех этапах изготовления. Существует также множество аналогов меньшего размера, которые следует отнести к уровню второго порядка, - это изделия, выполненные учениками мастера по его макету.

Для цитирования:


Сыртыпова С.Д. Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635-1723). Ориенталистика. 2022;5(2):282-300. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300

For citation:


Syrtypova S.D. Buddha Amitayus and the artistic heritage of Zanabazar (1635-1723). Orientalistica. 2022;5(2):282-300. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300

Культ Будды Амитаюс в тибето-монгольском буддизме

Будда Амитаюс (санскр.: amitāyus / aparimitayurjñana, тиб.: tshe dpag med; монг.: Аюш бурхан / Цаглашгуй наст –  Будда безграничной жизни) –  одна из форм будды Амитабхи, родоначальника семейства Падма, цвет семейства –  красный, направление –  запад. Образ Амитаюса в тибетомонгольском буддизме один из самых тиражируемых. Сотни и тысячи его изображений изготавливались для ритуалов долголетия или похоронных обрядов правителей, широко распространены живописные свитки, полностью покрытые мультиплицированными изображениями Амитаюса. Многократно повторяющийся образ Амитаюса используется в архитектуре для заполнения кессонов, квадратных ячеек на потолках храмов. Амитаюса чаще других и в больших количествах можно увидеть в музейных коллекциях, храмовых и частных собраниях. Дело в том, что существует традиция изготовления его скульптурных или живописных образов для накопления заслуг, это используется как средство для выздоровления, делается во избежание преждевременной смерти, для продления срока жизни и пр. Кстати, когда Восьмой Джебзун-Дамба-хутухта Богдо-гэгэн (1869–1924) боролся с угрозой полной слепоты, было изготовлено 3 тыс. изображений Амитаюса, из которых около 2 тыс. было заказано в Польше. Сохранившиеся экземпляры находятся в храме Авалокитешвары монастыря Гандан в Улан-Баторе.

Обычно Амитаюса изображают с телом красного цвета, реже – белого, у него одно лицо и две руки, сложенные в дхьяна-мудре. Амитаюс сидит на лотосовом троне на лунном диске в позе лотоса и украшен символами измерения самбхогакайи, то есть в царском одеянии и украшениях. В руках у него сосуд с нектаром бессмертия, называемым амрита (санскр.: amṛta), а на голове диадема. Амитаюс может изображаться со своей супругой Чандали (санскр.: yuganaddha «два в одном»; тиб.: yab-yum «отец-мать»). В руках они держат по стреле с шелковыми лентами пяти цветов и по сосуду с эликсиром бессмертия.

Срок жизни человека, как и прочих живых существ, зависит от множества совокупных условий, от биологических, географических до социальных, психологических, кармических и т. д., но индийские махасиддхи передали для последующих поколений буддийские учения, следуя которым можно преодолеть объективные и субъективные ограничения. В Монголии, как и в Тибете, распространена легенда из «Падма-гатан», согласно которой Падмасамбхава исполнял практику долгой жизни в священной пещере Маратика, в Северном Непале, вместе с индийской принцессой Мандаравой. Ее отец был категорически против связи дочери с бродячим тантриком и повелел сжечь их на костре, однако пара осталась в огне невредимой, более того, они обрели способность к беспредельной жизни. Принцесса Мандарава достигла различных высших сиддхи и проявила радужное тело. Это учение долгой жизни «Цедуб Гондуй» (тиб.: tshe sgrub kun ‘dus) впервые было передано непосредственно самим Буддой Амитаюсом учителю Падмасамбхаве, который в VIII в. записал его в качестве терма (умышленно скрытые тексты, «потаенные сокровища») и спрятал в скале в Восточном Тибете на благо будущих поколений. В XIX в. терма была вскрыта и передавалась по линии дзогчен известным буддийским наставником Намхай Норбу Ринпоче [1][2].

Упоминания об Амитаюсе содержатся в «Сукхавати-вьюха сутре» (санскр.: sukhāvatīvyūha sūtra, I в. н. э.) как о Будде, обладающем неизмеримой, бесконечной жизнью. Амитаюс был рожден в Сукхавати 1 великой силой
сострадания Будды Амитабхи и его стремления помочь живым существам, короткий срок жизни которых недостаточен для плодотворной практики учения. Молитвой Амитабхи в измерении совершенного блаженства, в Чистых землях Сукхавати, из цветка лотоса родился Будда Беспредельной Жизни. В бурятских буддийских монастырях существовало немало объемных макетов чудесной райской обители Сукхавати. До 30-х гг. ХХ в. крупные объемные изображения находились в Гусиноозерском (Тамчинском), Янгажинском, Джидинском, Бултумурском, Агинском, Цугольском дацанах 2. Зачастую для них сооружались специальные храмы –  Абидаин сумэ. В современной экспозиции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге реконструирована модель Сукхавати Цугольского дацанах [3, c. 269–270].

Культ Будды Амитаюса, отдельный от Амитабхи, сформировался в IV в. благодаря «Амитаюс-дхьяна сутре». К Амитаюсу обращаются с мольбой о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. Например, согласно агиографиям, Нагарджуна, получив посвящение Будды Амитаюса, стал «фактически бессмертным бодхисаттвой» и прожил около 600 лет, хотя его отцу было предсказано, что новорожденный сын не проживет и десяти дней, и тогда сто специально приглашенных брахманов молились и продлили мальчику жизнь на семь лет, но не более. Затем для продления жизни ему рекомендовали стать монахом, и Нагарджуна «принял посвящение в магическом круге Амитаюс –  Победителя Смерти» от махасиддха Сарахи и преодолел роковую ночь семилетия [4, т. 1, с. 31, 52].

Распространение практики Амитаюса в Тибете связывается также с именами Миларепы (1052–1135) и его ученика Речунгпа (тиб. ras chung pa 1084–1161), который был болен проказой. Речунгпа узнал от странствующих йогинов о существовании чудесного метода излечения, отправился на поиски и нашел в предгорьях Гималаев дакини Сиддха-раджини (тиб.: grub pa’i rgyal mo), которая даровала ему посвящение Будды Амитаюса, Хаягривы и др. Вернувшись в Тибет, он передал полученные знания своему учителю Миларепе, а затем его и своим ученикам. После этого Учение Будды Амитаюса распространилось во всех школах тибетского буддизма. Согласно иконографическому своду Таранатхи «Ринжунг гьяца» 4, Будда долголетия в традиции Речунгпа предстает в форме нирманакайя Амитаюса (тиб.: tshe dpag med sprul sku, монг. ayuśi qubilγan bey-e) –  он оранжевого цвета, в традиционном одеянии монаха, тричиваре красного цвета, восседает на лотосовом троне в ваджра-парьянка асане, руки сложены перед собой в дхьяна мудре и удерживают чашу-патру с эликсиром бессмертия, он отмечен всеми 32 основными и 80 дополнительными признаками будды [5, № 179, p. 285]. То есть нирманакайя Амитаюс традиции Речунгпа выглядит как Будда Амитабха.

Будда Амитаюс предстает также в форме самбхогакайя, то есть в царских украшениях бодхисаттвы и тончайших шелковых одеяниях. Этот образ описан в садхане знаменитого мастера тантры XI в. Бари-лодзавы (тиб.: tshe dpag med ba ri’i lugs, монг. ayuśi bari) 5. Согласно традиции Бари-лодзавы, Амитаюс возникает из слога BHRUM. У него тело красного цвета, он восседает на лотосовом троне в ваджра-парьянка асане, руки сложены перед собой в дхьяна мудре и удерживают кувшин с эликсиром бессмертия и древом жизни. Его голову венчает Будда Вайрочана [5, № 180, p. 285].

Таранатха (1575–1634) включил в свой сборник также садхану Белого Будды Амитаюса (тиб.: tshe dpag med dkar po) в традиции индийского йогина Митры 6. Сначала в пустоте возникает львиный трон из слога BHRUM, затем на нем из слога PAM прорастает разноцветный лотос, затем из слога А возникает белая луна, и сознание практикующего становится белым слогом А –  как квинтэссенция Будды бесконечной жизни [5, № 182, p. 286].

Новый импульс для развития самостоятельного от Амитабхи культа Амитаюса появился благодаря тексту молитвы, написанному Цонкапой в XIV в. Широкое распространение в Тибете, Монголии и Китае культ получил в XVI–XVIII вв., однако сохраняет свое значение и поныне.

Ундур-гэгэн Дзанабазар и его ученики выполнили немало образов Будды безграничной жизни. Из биографии Дзанабазара известно, что он проводил изготовление и освящение ста скульптур Амитаюса для материимператрицы, бабушки маньчжурского императора Канси (1654–1722). Среди произведений Дзанабазара Будда Амитаюс занимает значительное место, и количество различных изображений Амитаюса у Дзанабазара и его школы, является одним из самых распространенных, встречается во многих коллекциях Монголии и других стран. Большая скульптура Амитаюса (монг.: Ганжуурын Аюш бурхан) входит в список произведений Дзанабазара первого порядка, то есть тех, что были выполнены им собственноручно, включая не только моделирование, но и литье, золочение, шлифовку, гравировку и пр. К этому же списку следует добавить также крупную скульптуру Амитаюса, хранящуюся в Музее истории Бурятии, в г. Улан-Удэ. Кроме того, есть ряд скульптур среднего и малого размеров из разных фондов Монголии. Из биографии Дзанабазара известно, что он проводил изготовление и освящение ста скульптур Амитаюса для матери-императрицы, бабушки маньчжурского императора Канси (1654–1722). Также стоит отметить, обилие образов Амитаюса на страницах монгольского буддийского канона Ганжуура в 108 томах, изданного в Пекине при императоре Канси в 1720 г. Тома этого издания украшены миниатюрными цветными образами, так что представлен весь буддийский пантеон, при этом Будда безграничной жизни изображен с десяток раз на заглавных страницах томов [7]. Несомненно, Будда Амитаюс занимает весьма значительное место в творчестве Дзанабазара, а также в буддийской ритуальной практике монгольских народов.

Амитаюс в Музее-храме Чойжин-ламы, Улан-Батор, Монголия

Самая большая скульптура Амитаюса работы Дзанабазара находится в Музее-храме Чойжин-ламы, в столице Монголии Улан-Баторе (рис. 1а–c). Ее можно назвать одним из самых роскошных творений великого скульптора. Фигура Амитаюса сохранилась без лотосового постамента и демонстрируется на львином троне с богато украшенной резной спинкой. Трон также относят к авторству Дзанабазара. До социалистической революции начала ХХ в. скульптура украшала алтарь специального храма, где хранился буддийский канон Кангьюр (монг.: Ганжуур), вероятно поэтому в обиходе скульптуру стали называть Ганжуурын Аюш.

Рис. 1а. Амитаюс в Музее-храме Чойжинламы, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение, цветной пигмент. Размеры: 78 × 52 × 31 см. Вес 45 380 г. Вид спереди. Внесен в государственный реестр (указ № 126 от 1998 г.) под № 80. Инв. № О-42-9 /259/4/585
Fig. 1a. Buddha Amitayus from the Choizin Lama Temple Museum, Ulaanbaatar, Mongolia. Bronze, casting, gilding, colours. Dimensions: 78 × 52 × 31 cm. Weight 45380 gr. Front view. Entered in the state register (decree No. 126 of 1998) under No. 80. Inv. No. О-42-9 /259/4/585

Рис. 1b. Амитаюс в Музее-храме Чойжин-ламы, г. Улан-Батор, Монголия. Кувшин с амритой и древом жизни. Фото автора
Fig. 1b. Buddha Amitayus from the Choizin Lama Temple Museum, Ulaanbaatar, Mongolia. Jug with amrita and tree of life. Author’s photo

Рис. 1c. Диадема Будды Амитаюса в Музее-храме Чойжин-ламы, г. Улан-Батор, Монголия. Фото автора, июль 2021 г.
Fig. 1c. The Diadem of Buddha Amitayus from the Museum-Temple of the Choijin Lama, Ulaanbaatar, Mongolia. Author’s photo, July 2021

Особенностью скульптуры является невероятно тщательная и тонкая обработка пятичастной диадемы, на лепестках которой рельефно изображены Пять великих татхагат или Дхьяни будд. На центральном, самом крупном, лепестке расположено изображение Будды Амитабхи, главы семейства Лотоса (Падма), с которым соотносится Амитаюс. Украшения составлены из относительно мелких деталей, отчего создается эффект ажурной узорчатости скульптуры. Из произведений Дзанабазара, выполненных в аналогичной манере и таком же размере, известна скульптура Ваджрасаттвы, которая находится в этом же Музее-храме Чойжинламы и установлена на аналогичном –  литом золоченом – троне.

Как и у всех божеств Дзанабазара, у Амитаюса атлетический торс с широкими плечами и узкой талией, ровными и гладкими конечностями, чистой и нежной кожей, что передается матовым золочением холодным способом. Кисти рук, очень изящные и ровные, сложены в жесте созерцания и удерживают золотой сосуд с напитком бессмертия и древом жизни. У Амитаюса восемь украшений бодхисаттв, все украшения составлены из простых, традиционных для кочевнического искусства, элементов –  бусин и колец разных размеров, сочетающихся в цветочные венчики, ожерелья и гирлянды. Юбка-шамтаб украшена густым цветочным узором по всему полю и бордюрным узором по краям. Кувшин покрыт рельефной гирляндой из жемчужных бусин. Крышка кувшина и элементы древа жизни отлиты отдельно, листья покрыты зеленым пигментом.

Скульптура подвергалась повторному золочению частично (лик, кисти рук и ноги от щиколоток к стопам), подкрашиванию глаз и губ. Остатки оригинального покрытия свидетельствуют о базовом глянцевом золочении горячим способом (на одеянии и украшениях) и дополнительном матовом холодном золочении открытых участков тела. Изображение скульптуры публиковалось Н. Цултэмом, а также в Каталоге выставки музея [8, с. 54][9, c. 84][10, с. 14–17].

Амитаюс в Национальном музее Республики Бурятия

Это вторая по значимости из известных на сегодня скульптур Амитаюса работы Дзанабазара. Она довольно крупная, но несколько меньше описанного выше Ганжуурын Аюша, не уступает ей по качеству обработки, но выполнена несколько иначе –  и технологически, и эстетически, но в характерной для Дзан абазара строгой пропорциональности и следовании иконографическому канону. Будда Амитаюс восседает в ваджрной позе (санскр.: vajra paryaṅkāsana) на круглом лотосовом пьедестале, его руки сложены на коленях в жесте медитации (санскр.: dhyani mudrā) и удерживают сосуд с амритой (санскр.: amṛta), эликсиром бессмертия, из него произрастает древо жизни (рис. 2а).

У него атлетический торс, широкий в плечах и тонкий в поясе, прекрасный и одухотворенный лик с высоким чистым лбом, высоким тонким с характерной горбинкой носом и пухлым маленьким ртом. Миндалевидные глаза смотрят вперед, чуть вниз. Аккуратная, с округлыми формами диадема содержит пять лепестков, украшенных пламенеющей драгоценностью. Амитаюс украшен восемью видами царственных украшений бодхисаттвы. Высокий узел волос на ушинише перетянут жемчужной нитью и увенчан драгоценным знаком пламени, две пряди спускаются по предплечьям, волосы окрашены синим пигментом. Пятилепестковая диадема скреплена сзади обручем с тремя заклепками, ленты, удерживающие ее, образуют веерообразную защиту вокруг лица и головы. Накидка мягкими волнами лежит на плечах, образуя подобие пелерины на спине (рис. 2b).

Колье на шее составлено из крупных цветочных венчиков и создает треугольную защиту на груди, длинное жемчужное ожерелье включает в себя цветочные венчики на груди и сзади на застежке. Накидка для туловища в виде шарфа, или уттарасанга (санскр.: uttārasanga, тиб.: bla gos, монг.: орхимж), край юбки-антарвасаки (санскр. antaravasaka, тиб.: mthang gos / sham thab, монг. шамтаб) украшены гравированным узором, все узоры образованы из традиционных монгольских, очень лаконичных элементов –  спиральных завитков и колец. Пояс украшен гирляндой из драгоценных камней. Через левое плечо перекинута жемчужная нить пояса йогина. Лицо и шея покрыты позолотой холодным способом, что создает матовый эффект, в отличие от остальных, глянцевых, частей скульптуры. Темный след (потертость позолоты) под левым глазом скульптурного изображения создает печальный облик плачущего Будды.

Лотос-постамент полусферической формы с резными лепестками в три ряда, в верхнем ряду между лепестками расположены пучки тычинок. Крышка дна отсутствует, внутренние стенки скульптуры ровные, гладкие, обнаруживают высокое качество литья. Все украшения составлены из крупных и очень рельефных, выпуклых элементов (рис. 2b), их обтекаемые формы и общая архитектоника скульптуры сближают произведение с эстетикой скульптур Пяти великих татхагат и Белой Тары Дзанабазара, однако бурятский Амитаюс значительно меньше их по размерам. Этот факт, а также история культа Амитаюса в Монголии наталкивают нас на вывод о том, что данная скульптура из бурятского музея несколько «старше» Пяти великих татхагат, датируемых 1683 г.

Рис. 2а. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент.
Размеры: 55,0 × 36,5 см. Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ. Россия. Инв. № ОФ 999. Вид спереди. Фото В. В. Урбазаева
Fig. 2a. Buddha Amitayus. 17th cent. Bronze, casting, gilding, mineral pigment. Dimensions: 55,0 × 36,5 cm. From the National Museum of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude. Russia. Inv. No. OF 999.
Front view. Photo by V. V. Urbazaev

Рис. 2b. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент. Размеры: 55,0 × 36,5 см. Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ. Россия. Инв. № ОФ 999. Вид сзади. Фото В. В. Урбазаева
Fig. 2b. Buddha Amitayus. Bronze, casting, gilding, mineral pigment. Dimensions: 55,0 × 36,5 cm. From the National Museum of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude. Russia. Inv. No. OF 999. Rear view. Photo by V. V. Urbazaev

Рис. 2c. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент. Размеры: 55,0 × 36,5 см. Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Россия. Комплект украшений составлен из крупных выпуклых элементов. Инв. № ОФ 999. Вид сверху. Фото автора, август 2019 г.
Fig. 2c. Buddha Amitayus. Bronze, casting, gilding, mineral pigment. Dimensions: 55,0 × 36,5 cm. From the National Museum of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude. The jewelry set is made up of large convex elements. View from above. Author’s photo, August 2019

В настоящее время известно несколько аналогичных скульптур, соотносимых с творчеством Дзанабазара и его учеников. Это бронзовые скульптуры средних размеров от 20 до 30 см высотой. При одинаковой иконографии сидящего на лотосовом пьедестале Амитаюса, все они отличаются друг от друга, имеют свои индивидуальные особенности как штучные, единичные произведения (см. рис. 3–8).

Рис. 3. Амитаюс в Музее-дворце Богдо-хана, г. Улан-Батор, Монголия. Латунь, литье, золочение. Размеры 26,2 × 17,9 см. Иконография традиционная. Колье состоит из нескольких больших бусин. Сосуд с эликсиром бессмертия украшен «тканевой юбочкой», из сосуда прорастает древо жизни. Сдвоенные лепестки лотосового трона расположены в зеркально симметричном отражении; верхний край обрамлен жемчужной нитью, нижний обод имеет три яруса с выступающими обручами без декора. Инв. № 1–47(1), 24-1-18. Включен в государственный реестр 2002 г. У-118 уникальных объектов историко-культурного наследия под № 158 [11, т. 1, с. 71][12, p. 98]
Fig. 3. Amitayus from the Museum-Palace of the Bogd Khan, Ulaanbaatar, Mongolia. Brass, casting, gilding. Dimensions: 26,2 × 17,9 cm. The iconography is traditional. The necklace consists of several large beads. The vessel with the elixir of immortality is decorated with a “fabric skirt”, the tree of life grows from the vessel. The double petals of the lotus throne are arranged in a mirror-symmetric reϐlection; the upper edge is framed with a pearl thread, the lower rim has three tiers with protruding hoops without decor. Inv. No. 1–47(1), 24- 1-18. Entered in the state register of unique objects of historical and cultural heritage (U-118, 2002) under No. 158 [11, vol. 1, p. 71][12, p. 98].

Рис. 4. Амитаюс в музее монастыря Эрдэнэ-дзу, г. Хархорин, Монголия. Латунь, литье, золочение. Размеры 25 × 12 × 16 см. Вес 3270 г. Постамент – сдвоенный лотос, полукруглый, лепестки расположены ассиметрично. Колье имеет в центре большую бусину и подвеску. Инв. № 65-04, 1/8 «Б». В гос. реестре У-175 от 2000 г. под № 132 [11, т. 3, с. 157]
Fig. 4. Amitayus from the Erdene-zu Monastery Museum, Kharkhorin, Mongolia. Brass, casting, gilding. Dimensions: 25 × 12 × 16 cm. Weight 3270 gr. The pedestal is a double lotus, semicircular, the petals are arranged asymmetrically. The necklace has a large bead and pendant in the center. Inv. No. 65-04, 1/8 «B». In the state register U-175, 2000 under No. 132 [11, vol. 3, p. 157]

Рис. 5. Амитаюс серебряный, инкрустированный в Музее монастыря Эрдэнэ-дзу, г. Хархорин, Монголия. Серебро, литье, золочение. Школа Дзанабазара, XVIII в. Размеры: 24 × 14 × 10 см. Имеет бирюзовые вставки, инкрустации в украшениях. Сосуд с амритой венчает цветок со свисающими четырьмя листьями. Постамент – сдвоенный лотос, полукруглый, два ряда лепестков симметричны. Инв. № 65-309, 1/16. В госреестре от 2004 г. У-108 под № 202 [11, т. 3, с. 162]
Fig. 5. Buddha Amitayus silver inlaid. From the Museum of the Erdene-zu Monastery, Kharkhorin, Mongolia. Silver, casting, gilding. Zanabazar School, 18th cent. Dimensions: 24 × 14 × 10 cm. It has turquoise inserts, inlays in jewelry. A vessel with amrita crowns a ϐlower with hanging four leaves. The pedestal is a double lotus, semicircular, two rows of petals are symmetrical. Inv. No. 65- 309, 1/16. In the state register 2004 U-108 under No. 202 [11, vol. 3, p. 162]

Рис. 6. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение, цветной пигмент. Размеры: 20,5 × 12,7 см. Конец XVII в. Иконография традиционная, есть некоторые особенности исполнения. Над кувшином с амритой вместо древа жизни изображена пылающая драгоценность на граненом стержне, от которой веерообразно исходят лучи сияния. Накидка, спускающаяся по предплечьям, образует под локтями симметричные петли, ее концы, спущенные по двум сторонам пьедестала, задрапированы зигзагообразными складками и достигают нижнего края пьедестала. Пьедестал – сдвоенный лотос с симметричными рядами лепестков, полукруглый на тыльной и прямой на лицевой стороне, нижний обод пьедестала гравирован треугольным узором. Инв. № ДУМ 2012, 1260-1078. В госреестре УПИКН У-118 от 2002 г. под № 163 [11, т. 1, с. 186]
Fig. 6. Buddha Amitayus from the Museum of Fine Arts. Zanabazar, Ulaanbaatar, Mongolia. Bronze, casting, gilding, colored pigment. Dimensions: 20,5 × 12,7 cm. Late 17th cent. The iconography is traditional, there are some features of execution. Above the jar of amrita, instead of the tree of life, there is a ϐlaming jewel on a faceted rod, from which rays of radiance emanate fan-shaped. The cape, descending over the forearms, forms symmetrical loops under the elbows, its ends, lowered along the two sides of the pedestal, are draped in zigzag folds and reach the lower edge of the pedestal. The pedestal is a double lotus with symmetrical rows of petals, semicircular on the back and straight on the front side, the lower rim of the pedestal is engraved with a triangular pattern. Inv. No. DUM 2012, 1260-1078. In the state register of unique objects of historical and cultural heritage 2002 U-118 under No. 163 [11, vol. 1, p. 186]

Рис. 7а. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение. Размеры: 19.5 × 12.3 см, вес – 2040 г. Скульптура находилась во владении венгерского ученого, передана его наследниками в дар Монголии. В момент передачи монгольскому правительству, университет Иштвана Лорана, г. Будапешт, апрель 2015. Фото автора
Fig. 7a. Buddha Amitayus from the Museum of Fine Arts. Zanabazar, Ulaanbaatar, Mongolia. Bronze, casting, gilding. Dimensions: 19.5 × 12.3 cm, weight 2040 gr. The sculpture was in the possession of a Hungarian scientist, donated by his heirs to Mongolia. At the moment of transfer to the Mongolian government, Istvan Loran University, Budapest, April 2015. Author’s photo

Рис. 7b. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение. Размеры: 19.5 × 12.3 см, вес – 2040 г. Вид сзади. Фото Музея изобразительных искусств им. Дзанабазара
Fig. 7b. Buddha Amitayus from the Museum of Fine Arts. Zanabazar, Ulaanbaatar, Mongolia. Bronze, casting, gilding. Dimensions: 19.5 × 12.3 cm, weight 2040 gr. Rear view. Photo of the Museum of Fine Arts. Zanabazar

Рис. 8а–b. Амитаюс в Государственном музее истории религии, г. Санкт-Петербург, Россия. Фото автора. Бронза, литье, золочение. Высота 21,0 см, пьедестал 16,0 × 9,0 см. Инв. № Б-8934. Публикуется впервые. Амитаюс, сидящий на лотосовом постаменте, изображен в традиционной иконографии, украшен восемью украшениями бодхисаттвы. Постамент – сдвоенный лотос, с ассиметричными лепестками, подтреугольный в горизонтальном сечении, со слегка расширенным книзу основанием. Дно вскрыто, крышка отсутствует. Есть сломы: навершиедрагоценность на ушнише и свисающие с пьедестала концы уттарсанги: 8а. Общий вид; 8б. Лик
Fig. 8a–b. Buddha Amitayus from the State Museum of the History of Religion, St. Petersburg, Russia. Author’s photo. Bronze, casting, gilding. Height 21.0 cm, pedestal 16.0 × 9.0 cm. Inv. No. B-8934. Published for the ϐirst time. Amitayus, seated on a lotus pedestal, is depicted in traditional iconography, adorned with eight bodhisattva ornaments. The pedestal is a double lotus, with asymmetric petals, subtriangular in horizontal section, with a base slightly expanded downwards. The bottom is open, the lid is missing. There are breaks: the pommel-jewel on the earpiece and the ends of the uttarsanga hanging from the pedestal: 8a. General view; 8b. Face

Амитаюс стоящий

Известна еще одна работа Дзанабазара, бывшая в коллекции итальянца В. Чарутти (1881–1961) 8. Это Будда стоящий. Бронза, литье, позолота, минеральный пигмент. Высота 68,5 см. XVII–XVIII вв. Амитаюс стоит на прямых ногах, на круглом лотосовом пьедестале с мандорлой за спиной, держит в руках чашу (санскр.: pātra, тиб. lhung bzed). На широких плечах лежит накидка, образующая мягкую волну на спине наподобие пелерины, концы ее симметрично спускаются по рукам, образуя петлеобразные драпировки у локтевых сгибов. Часть волос на голове собрана в высокий пучок, часть – спускается по спине до пят. На нем восемь украшений бодхисаттв и нить жемчуга, символизирующая пояс йогина. Мандорла (восстановленная) в форме лепестка изготовлена из сплошного листа металла, украшена гравировкой по лицевой стороне, тыльная сторона осталась чистой (рис. 10). Лотосовый постамент содержит три ряда резных лепестков и гравированные тычинки. Гравированный знак вишваваджры на донной крышке позолочен. В настоящее время местонахождение скульптуры неизвестно 10.

Скульптуры школы Дзанабазара аналогичной иконографии стоящего Амитаюса выставлялись в Галерее Rossi & Rossi 11 в Лондоне – без постамента и мандорлы (рис. 11), а также в анонимной частной коллекции (рис. 12). Они датируются XVIII в. как произведения школы Дзанабазара.

Рис. 10. Скульптура Амитаюса из коллекции В. Черутти [Himalayan Art Resources.Item no. 9586 // https://www.himalayanart.org/items/] (обращение от 15.03.2022)
Fig. 10. Sculpture of Buddha Amitayus from the collection of V. Cherutti [Himalayan Art Resources. Item no. 9586 // https://www.himalayanart.org/items/ (accessed 03/15/2022)

Рис. 11. Скульптура Амитаюса в галерее Rossi & Rossi [Himalayan Art Resources. Item no. 68844. https://www.himalayanart.org/items/](обращение от 15.03.2022)
Fig. 11. Sculpture of Buddha Amitayus from Rossi Rossi Gallery [Himalayan Art Resources. Item no. 68844. https://www.himalayanart.org/items/ (accessed 03/15/2022)

Рис. 12. Амитаюс в анонимной частной коллекции [Himalayan Art Resources. Item no. 51628. https://www.himalayanart.org/items/] (обращение от 15.03.2022)
Fig. 12. Buddha Amitayus from a private collection [Himalayan Art Resources. Item no. 51628. https://www.himalayanart.org/items/] (accessed 03/15/2022)

Заключение

Всем описанным изображениям Амитаюса свойственно следование иконографическому канону, характерные для стиля Дзанабазара. Физиогномика лиц и антропология фигур –  округлые чистые овалы ликов, миндалевидные глаза, высокие носы с легкой горбинкой, легкие, неуловимые улыбки. У них одухотворенный, молодой лик без носогубных складок, крупные черты лица, выдающаяся урна в межбровье. Диадема с пятью звеньями удерживается на голове ободом с застежкой на затылке и завязкой с бантами возле ушей. Звенья диадемы с бантами, серьгами и колье создают сплошную защиту головы, шеи и плеч. Есть длинное жемчужное ожерелье до пояса и перекинутый через левое плечо пояс йогина (сакральный шнур посвященного). Предплечья, запястья и щиколотки украшены крупными браслетами с рельефными вставками. Одеяния облегают тело тончайшими нежными шелками, у будд прекрасное сложение –  атлетический торс, широкий в плечах и тонкий в поясе, ровные ноги, эластичные суставы, чистая, нежная кожа. На плечах палантин-уттарасанга, сложенный узкой лентой, образует на спине подобие пелерины. Края юбки-антаравасаки задрапированы веером, гравированы простыми венчиками, кольцами, завитками. На бедрах пояс с гирляндой драгоценностей, в основе узора цветочный венчик и круглые розетки с бисерным обрамлением. Кисти рук маленькие, пухлые, с изящными пальцами. Иконография соответствует традиции Бари-лодзавы (≈1038– 1109), описание включено в иконографический свод «Садхана-сахасра» тибетского ученого Таранатхи, воплощением которого считается Дзанабазар. Хотя все произведения исполнены в строгом соответствии единой иконографии, ни одно из них не является повтором или копией, каждая скульптура обладает индивидуальными чертами и собственным характером. Как уже отмечалось при разборе других произведений мастера, Дзанабазар никогда не повторяет сам себя. 

 

1 Сукхавати (санскр.: Sukhāvatī, тиб. bde ba can) –  обитель блаженства, или Чистые земли, также иногда именуемые Западным раем для отличия от других райских локусов, расположенных в других сторонах света. Согласно махаянской традиции и буддийской космологии, Великие татхагаты, главы Пяти буддовых семейств, делят мандалу мироздания по сторонам света. Например, Будда Акшобхья, глава семейства Ваджра, обитает в Чистых землях Абхирати, расположенных на востоке, и т. д., но они менее известны широкой публике.

2 Н. А. Пупышев, сотрудник Центрального антирелигиозного музея, в апреле 1941 г. подготовил подробное описание модели Сукхавати, предметов и документов, реквизированных в 1932–1933 гг. Центральным Советом Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ). Было вывезено три вагона имущества Цугольского монастыря. Объем переданной в музей коллекции в 1939 г. составил около 5000 экспонатов [3, с. 269–295].

3 Санскр.: abhiṣeka, пали: abhiseka –  посвящение, инициация. Сараха (означает «выпускающий стрелу», «лучник»), или Сарахапада –  индийский поэт-мистик, известный как совершенный, изначальный сиддха (ади-сиддха) –  один из 84 буддийских махасиддхов Индии, иногда его называли «Великим брахманом». Годы жизни точно не известны, как и место рождения. По одним версиям, родился Сараха в III–II вв. до н. э., по другим –  около VII–IX вв. Умер в Южной Индии, на священной горе Шри Парвата. Считается, что Сараха реализовал практику Амитаюса и передал ее своему ученику Нагарджуне. Среди лам Бурятии бытовала история о том, что Сараха в 20-е гг. XX в. посетил один из бурятских монастырей (возможно, речь шла о человеке, признанном его воплощением).

4 Ринжунг гьяца (тиб.: rin ‘byung brgya rtsa, полное название: yi dam rgya mtsho’i sgrub thabs rin chen ‘byung gnas) –  объемный трактат в 483 листа, составленный Таранатхой, «Море садхан идамов, так называемый источник драгоценностей», сокращенное санскритское его название –  «Садхана сахасра». Иконографический свод Таранатхи «Море садхан» имеет особое значение для культового искусства Ваджраяны, он создан на основе «Садхана самучайи», иконографического свода XII –  начала XIII в. Позднее «Ринжунг гьяца» стал основой для трактата «Пятьсот бурханов» Панчен-ламы VII. Дзанабазар, несомненно, был знаком с этим произведением и своим творчеством воплощал образы, описанные Таранатхой, в скульптуре и живописи [6, c. 234].

5 Бари-лодзава (тиб.: ba ri rin chen grags, ≈1038–1109) –  Бари Ринчендаг, или Ратнакирти, один из выдающихся ритуалистов своего времени, специализировался на создании и переводе текстов садхан (тиб.: sgrub thabs, искусной реализации божеств), составитель иконографического свода «Садхана шатака» или «Бари дубтаб гьяца» (тиб.: ba ri sgrub thabs brgya rtsa). Второй настоятель тибетского монастыря Сакья, основанного в 1073 г. Кхон Кончог Гьялпо (тиб. ‘khon dkon mchog rgyal po, 1034–1102), после смерти которого стал наставником его сына, юного Сачен Кунга Ньингпо (sa chen kun dga’ snying рo, 1092–1158), первого из пяти великих мастеров –  родоначальников школы Сакья. Он передал Первому Сакья-трезину учения Манджушри, многие сутры, около 200 частей крия-тантры, Ямантака, Гухъясамаджа-тантру, комментарии Нагарджуны и многие другие учения. Затем Бари-лодзава передал ему и трон монастыря [6, c. 225].

6 Митра (XII–XIII вв.) –  знаменитый индийский йогин, которому пришлось долго скрываться в Непале из-за мусульманских гонений на буддизм. Затем, в 1198– 1199 гг., его пригласил тибетским переводчиком Топу-Лодзава (1173–1225). Митра посетил монастырь Топу в Цанге и совершил передачу 108 традиций мандал, этот иконографический свод известен как «Митра гьяца» (тиб.: Mitra brgya rtsa) [6, c. 228].

7 Ушниша –  выпуклость на макушке как признак просветленных существ или одна из махапурушалакшан; трактуется как нарост на черепе, или как прическа будд.

8 Витторио Черутти (1881–1961) –  итальянский дипломат, служил послом в Китае, России, Бразилии, Германии и Франции. После отставки в 1938 г. наследовал бизнес своего отца, став президентом Banca popolare di Novara. Скульптура Будды Амитаюса была продана на аукционе Cambi Casa d’Aste в Милане за 3 900 000,0 евро [https://www.cambiaste.com/uk/auction-0310/a-large-and-rare-gilt-bronze-figure-of-a-stand.asp]. Настоящее местонахождение нам неизвестно.

9 От итал.: mandorla –  миндалина, или прабхамандала –  ореол, сияние вокруг тела божества, переданное в виде овала или миндалины. Термин употребляется западными искусствоведами, работающими в сфере христианского и буддийского искусства.

10 Himalayan Art Resources // https://www.himalayanart.org/items/ (обращение от 15.03.2022).

11 Галерея искусства Азии Rossi & Rossi была основана в 1985 г. Анной Марией Росси (Anna Maria Rossi) и ее сыном Фабио Росси (Fabio Rossi). Владельцы галереи ведут дилерскую и выставочную деятельность, специализируясь на современном искусстве Азиатско-Тихоокеанского региона, объединяя собрания известных музеев и коллекционеров предметов искусства и антиквариата. Базируется галерея в Гонконге и Лондоне [https://www.rossirossi.com].

 

Список литературы

1. Шейн Дж. (сост. и ред.). Кристалл и путь света: сутра, тантра и дзогчен. Учение Намкая Норбу. СПб.: Сангелинг, 1998. 216 с.

2. Жизнь и освобождение принцессы Мандаравы, индийской супруги Гуру Падмасамбхавы / пер. с тиб. Ламы Чонам и Сангье Кхандро; пер. с англ. Игоря Калиберды. М.: Открытый мир; 2008. 285, [2] с.: ил.

3. Пупышев Н. А. Буддийский рай Сукхавади. Труды Государственного музея истории религии. Вып. 20. СПб.: ГМИР; 2020. С. 269-295.

4. Андросов В. П. Основоположник Махаяны Нагарджуна и его труды. Т. 1-2. Изд. 2-е, испр. М.: Восточная литература; 2018. 663 с., ил.; 638 с., ил.

5. Willson М., Brauen М. (eds) Deities of Tibetan Buddhism. The Zurich Painting of the Icons Worthwhile to See I transl. by M. Willson. Boston: Wisdom publication; 2000. 624 p.

6. Сыртыпова С.-Х. Д. Жизнь и творчество Г. Дзанабазара (1635-1723): вербальные и визуальные источники исследования. М.: ИВ РАН, 2021. 278 с.

7. Mongγol kanjuur-daki burqan-u bürin iči kürüg jiruy. über mongγol-un arad-un keblel-yin γajar, 2001 (Иллюстрации буддийских божеств Монгольского Ганжуура). Издательство ВМ КНР. (На монг. яз.)

8. Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзаабадзар. Улан-Батор: Госиздательство; 1982. 126 с.

9. Цултэм Н. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство; 1989. 276 с.

10. Хосгуй унэт бутээлууд. Улаанбаатар, 2015 (Каталог выставки в Музее-храме Чойжин-ламы, посвященной 380-летию Ундур-гэгэна Дзанабазара. Улан-Батор: 2015). (На монг. яз.)

11. Монгол музейн шилдэгузмэрийн дээж (Шедевры монгольских музеев). Улаанбаатар: 2014. Vol. I—III. (На монг. яз.). 398 х.; 398 х.; 408 х.

12. Bat-Erdene D. (ed.) Богд хааны ордон музей узмэрийн дээжис. Ulaanbaatar: Masterpieces of Bogd Khaan Palace Museum; 2011.

13. Елихина Ю. И. Произведения Дзанабадзара и его школы в коллекции Государственного Эрмитажа. Orientalistica. 2020;3(3):662-680.


Об авторе

С.-Х. Д. Сыртыпова
Институт востоковедения РАН
Россия

Сыртыпова Сурун-Ханда Дашинимаевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИВ РАН, член редакционной коллегии журнала «Ориенталистика».

Москва.


Конфликт интересов:

Нет



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Сыртыпова С.Д. Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635-1723). Ориенталистика. 2022;5(2):282-300. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300

For citation:


Syrtypova S.D. Buddha Amitayus and the artistic heritage of Zanabazar (1635-1723). Orientalistica. 2022;5(2):282-300. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300

Просмотров: 978


ISSN 2618-7043 (Print)
ISSN 2687-0738 (Online)