Article

Дзанабазар и Майтрейя в Монголии

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-5-1043-1061
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история
Страницы 1043 - 1061
Аннотация

Статья посвящена художественному творчеству Ундур-гэгэна Дзанабазара (1635–1723), гениального скульптора и неординарного мыслителя, деятельность которого предопределила развитие буддизма и весь ход дальнейших событий в Монголии. Культовая практика Майтрейи как одного из героев-бодхисаттв и как Будды Будущего у монгольских народов сложилась прежде всего под влиянием первых ритуалов, проведенных под руководством Ундур-гэгэна в монастыре Эрдэнэ-дзу в 1657 г. Ритуал встречи Будды Будущего или круговращение Майтрейи стало одним из самых любимых, очень красочных и праздничных событий в размеренной жизни крупнейших буддийских монастырей. Изваянный Дзанабазаром божественный облик прекрасного юного йогина с изображением ступы в высокой ушнише, со шкурой антилопы на левом плече, кувшином со священной водой и жестом проповеди учения и одновременного дарования защиты, отличается особой элегантностью и благородством и очень близок по стилю и духу лучшим произведениям непальских мастеров XI–XIV в. Скульптура стоящего бодхисатвы Майтрейи высотой 72 см, выполненная Дзанабазаром, стала одной из важнейших святынь главного монастыря Гандантэгченлин в столице Монголии. Редчайшее живописное произведение, тангка Майтрейи Дзанабазара, также хранится в г. Улан-Баторе, в Музее изобразительных искусств. Второй тип изображения Майтрейи – сидящий в бхадраасане на высоком сиденье коронованный Будда – широко распространен в тибето-монгольском буддизме; одно из этих изображений, принадлежащее школе Дзанабазара, находится в Музее-храме Чойжин-ламы в Улан-Баторе. В данной статье впервые делается подробное описание произведений Дзана-базара, связанных с культом Майтрейи.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Статья:

Введение

Биографы сообщают, что Г. Дзанабазар (1635–1723), будучи на обучении в Тибете, посетил в 1650 г. монастырь Ганден Пунцоглинг, построенный Таранатхой (1575–1634), и в числе различных святынь из хранящихся в сокровищнице монастыря получил «написанные золотом на сандаловых листах тексты Жадамба, Майдар, Локешвара, Тара и бесчисленные многие другие, чрезвычайно священные книги». А в 1657 г. (год огня, курицы), когда в Эрдэнэ-дзу собрался съезд 104 хошунов Монголии, состоялось круговращение Майдари – ритуал встречи Будды будущего Майтрейи [1, л. 12а][2, с. 71]. С той поры в ряде крупнейших монастырей Монголии этот красочный ритуальный ход стал ежегодным.

Методы исследования

Изучение культов буддийских божеств методологически опирается на три главных принципа: во-первых, это комплексное использование визуальных и вербальных источников, во-вторых, совмещение теоретических предписаний и правил для исполнения тантрических практик с их воплощением известными буддийскими мастерами, а также живым бытованием в определенной социальной среде, и в третьих, сравнительный анализ рассматриваемых объектов в исторической диахронике и, по возможности, в культурно-географическом пространстве. В данном случае, когда речь идет в диапазоне одного мастера, осуществлена попытка проследить пластическое и живописное разнообразие образов Дзанабазара при сохранении художественного стиля и канонического стандарта буддийской иконографии.

История и значение культа Майтрейи

Майтрейя (санскр. maitreya; тиб. jampa, монг. Майдари, Асрагч; его имя переводят как «Любящий») – единственный бодхисатва, которого признают все буддийские традиции и школы. Самый ранний известный текст, в котором говорится о Майтрейе как о будущем преемнике Будды Шакьямуни, – это «Дикха-никайя» (III в.) [3]. Фа-сянь, китайский путешественник V в., донес до нас легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится втайне до тех пор, пока не явится воплощенный Майтрейя. В горе Куккутапада, недалеко от Гайя, покоится тело Кашьяпы и хранятся монашеские одежды Будды Гаутамы. Когда Майтрейя явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от мудреца одежды последнего Шакьямуни. Эти легенды ярко отражают веру в то, что будущий будда придет, чтобы продолжить идеи учения Шакьямуни [4]. Сказано, что однажды, когда Будда переходил Ганг по мосту, который образовали для него змеи, выгнув спины, он показал ученикам жертвенный жезл из драгоценных камней, которые можно было увидеть внизу, на дне реки, и рассказал им следующую историю. Бог, снизойдя на землю во времена своей небесной жизни, родился как царь Махапранада (тиб. mang pos bkur ba) и попросил Индру подать знак, который должен был напомнить ему и подданным о великолепии божественного закона. Индра дал ему жертвенный жезл, и люди восхищались им так сильно, что стали пренебрегать работой и благоденствием королевства, в результате чего сами же сильно пострадали. Тогда Махипранада бросил жезл на дно Ганга. Но придет время, и родится царь по имени Шангкха (тиб.: dung), который передаст жезл Майтрейе. Майтрейя разобьет его на куски и раздаст бедным, впоследствии он станет Буддой, а царь примет обеты. Таким образом Шангкха обретет плоды клятвы, данной в одной из своих прошлых жизней, во времена Будды Ратна Шикхи (тиб. rin chen gtsug), положит конец долгой вражде с соперником по имени Васава (тиб. Nor lha’i bu), и он станет практиковать буддийское учение.

Содержание легенд часто иллюстрируется в настенной или станковой живописи, например, у Д. Туччи есть описание тангка «Пророчество Майтрейи. Авадана № 17». История представлена в ряде сценок на тангка справа от центральной фигуры и помогает нам понять значение главного атрибута Майтрейи – ступы у него в прическе или в руке. Порядок сцен таков: сначала Будда собирается по мосту из змей пересечь реку, посреди которой видна ступа, хранящая священный жезл, он излагает пророчество о грядущем будде. Ниже изображена та же ступа, которой поклоняется большая толпа, а вверху, слева от проповедующего Будды, изображен царь Махипранда, бросающий священный предмет в реку. Танка содержит текст о прошлой жизни сангхи во времена предшествующего будды, написанный под центральной фигурой Будды. Далее изображен царь Шанкха, поклоняющийся Майтрейе, ниже часть драгоценной ступы среди предметов царя и люди, идущие по домам с богатством [5, илл. 106, с. 461–642].

В «Майтреявьякарана» (санскр. maitreyavyākaraṇa, «Пророчество Майтреи») говорится, что с приходом Майтрейи боги, люди и другие существа будут свободны от нищеты, будут вести целомудренную жизнь под руководством Майтреи, в изобилии, радости и счастье. То есть с его образом связано ожидание благоприятного и счастливого будущего. В дальневосточном буддизме он даже стал изображаться в виде благодушного толстяка Хотэя, облепленного детворой.

Во всех тибетских школах почитается и входит в программу обязательного университетского образования «Пятикнижие Майтрейи», которое включает в себя пять трактатов: «Махаяна сутра аламкара», «Абхисамая аламкара», «Мадхъянта вибхага», «Дхарма дхармата вибхага» и «Уттаратантра». Автором их считается грядущий Будда Майтрейя, который передал учение своему ученику Асанге (IV в.)1, взяв его для этого на небеса Тушита. Асанга записал их и добавил свои комментарии. «Уттаратантра» Майтрейи посвящена важнейшему вопросу буддийского учения в целом – природе будды (санскр. tathāgata garbha). Согласно тибетской историографии, текст «Уттаратантры» был утерян и обнаружен вновь в XI в. известным индийским сиддхой Майтрипой в трещине старой ступы [7, с. 3–11]. Текст этот важен тем, что примиряет философские споры схоластов о самосущности или зависимости пустоты (тиб. rang stong / gzhan stong). Вероятно, и данный текст, и Пятикнижие Майтрейи были особенно актуальны для Дзанабазара и тибето-монгольских отношений XVII века, когда соперничество между философскими школами гелуг и джонанг переросло в политические распри. Грядущий приход Майтрейи у буддистов ассоциируется со всеобщим согласием, миром и благоденствием. Об этом говорит и его имя: Майтрейя буквально означает «милость, любовь, добросердечность» (монг.: ѳршѳѳгч, нѳхѳрлѳл, сайн сайхныг хүсэгч, асрагч, энэрэгч) [8, с. 183–188].

Майтрейя – бодхисаттва из семейства Ваджра, родоначальником которого является Будда Вайрочана. В сутрах он бодхисаттва, в тантрах его называют будущим Буддой-Татхагатой, который придет после эпохи Будды Шакьямуни. В настоящее время он пребывает в Тушите (тиб. dga’ ldan, монг. гандан). Обычный его титул: «благородный, досточтимый» (санскр. ārya; тиб. ‘phags pa / rje btsun).

Основные атрибуты – желтый цветок дерева нагов, кувшин для воды (санскр. kuṇḍikā; тиб. ril ba), а также ступа на голове. Основные позы – стоящая, на прямых ногах с легким изгибом тела (санскр. tribhaṅga; тиб. ‘gying ba); и сидящая, «благая поза» (санскр. bhadrāsana; тиб. bzang po’i dug stangs). Последняя характерна только для Майтрейи и означает, что он готов прийти и уже спустил ноги с трона.

Он возникает из пустоты, из золотистого слога МАИМ. Согласно традиции Ниртипады (санкр. nirṛtipāda; тиб. rje btsun byams pa ni ri ti pa’i lugs), Арья Майтрейя золотого цвета преисполнен всех благих качеств и признаков, восседает в ваджрной позе, одет в шелковые одежды и украшен всеми украшениями бодхисаттв. Его правая рука совершает жест проповеди, левая – жест созерцания и держит ветку дерева нагов2, цветы которого располагаются на уровне его головы, на них стоит кувшин для воды. Прическа спереди украшена чайтьей (ступой). На левом плече – шкура антилопы. Может изображаться как спутник Будды Нагешвара-раджи или Будды Ваджрасанамуни, а также в составе Восьми Бодхисатв [9, илл. 49с, с. 92; илл. 14b, с. 247; 10, с. 426; 4].

В Монголии присутствуют обе иконографические версии: юный бодхисаттва в традиционной стоячей или шагающей позе и коронованный будда, сидящий на троне в благой позе, спустив ноги с сиденья. Изображения Будды Майтрейи, соотносимые с творчеством Дзанабазара, хранятся как главные святыни в крупнейшем буддийском монастыре Гандантэгченлинг (далее – Гандан) и музеях Улан-Батора: в Музее-храме Чойжин-ламы (монг. – Чойжин ламын сүм музей) (далее – МХЧЛ), Музее изобразительных искусств имени Г. Дзанабазара (монг. – Занабазарын нэрэмжит Дүрслэх урлагийн музей) (далее – МИИД). Любопытно, что название главного монастыря Монголии Гандантэгченлинг ассоциируется с названием обители Майтрейи, Ганден или Тушитой. Известный буддийский монгольский ученый Зава Дамдин (1867–1937), в своем труде «История буддизма...» сравнивает атмосферу уйгурских буддийских монастырей начала V в., описанных китайским монахом Фа Сянем (337–422), с красочным ритуалом встречи Будды Майтрейи в монгольском монастыре Гандан в начале ХХ в. [11, с. 23]. Как свидетельствует традиция, в 1937 г. Зава Дамдин перед тем, как уйти в предсмертную медитацию, совершил поклонение Майтрейе в ходе последней перед репрессиями 1930-х гг. церемонии встречи Будды Будущего. Памятуя об особом внимании выдающегося ламы к этому Будде, его последователи произносят ритуальный текст Зава Дамдина, посвященный почитанию Майтрейи3.

Материалы исследования

Скульптура Майтрейи в монастыре Гандан

Бронза, 72 см. Литье, позолота, цветной пигмент, XVII в. (ок. 1657 г.). Монастырь Гандан, г. Улан-Батор, Монголия.

Иконография скульптуры идентична скульптуре из МХЧЛ и повторяет живописный образ из МИИД. Майтрейя стоит в позе трибханга, немного выдвинув вперед правую ногу, чуть согнутую в колене, отчего возникает легкий изгиб левого бедра влево и правого плеча чуть вперед и вправо. У него стройное тело с широкими плечами и тонким станом. Открытое ясное лицо округло и блистает чистой молодой кожей. Нос тонкий, высокий. Взгляд больших миндалевидных глаз направлен вперед, чуть вниз. Крупные уши с длинными продырявленными мочками, но без сережек. Дугообразные тонкие брови, между ними крупная круглая урна, окрашенная белым пигментом. Линия волос почти прямая. Волосы убраны в высокий конусообразный узел, прикрывающий ушнишу, на передней части ее изображен золотой субурган (ступа), несколько локонов свисают за ушами на плечи. Верхушка ушниши увенчана драгоценным украшением на 4‑лепестковом основании.

Через левое плечо переброшена шкура антилопы с рожками и копытцами, а также длинный шнур пояса йогина, который доходил бы почти до колен, но чуть-чуть заправлен под накидку, завязанную на бедрах. Эти иконографические особенности представляют бодхисаттву Майтрейю героем-йогином, постоянно занятым духовной практикой. Правая рука согнута, кисть на уровне груди в жесте дхармачакры – кончики большого и указательного пальцев соединены в кольцо, ладонь обращена к зрителю. В самом центре ладошки видна крошечная дхармачакра – один из 80 благих признаков совершенства будды. В левой руке, опущенной вдоль тела, бодхисаттва держит кувшин с крышкой и тонким носиком. Юбка-антаравасака подпоясана кушаком, на бедрах по диагонали закреплена накидка-уттарасанга (рис. 1).

Открытые части тела покрыты матовой позолотой, одеяние и лотос – глянцевым золочением. Волосы окрашены синим пигментом, белки глаз – белым, зрачки – черным. Подкрашивание, вероятно, делали недавно, так как на старых снимках краски выглядят стершимися. Постамент круглый, в форме бутона лотоса с округлыми, литыми лепестками, между которыми выступают пучки тычинок. Лепестки лотоса имеют характерные для работ Дзанабазара клювики, что делает их похожими на спелые кедровые шишки с орехами. Изображения публиковались: [12, с. 64, ил. 44, 13: ил. 79].

Рис. 1. Скульптура Майтрейи. Бронза, 72 см. Литье, позолота, цветной пигмент. Г. Дзанабазар. ≈1657 г. Монастырь Гандан, г. Улан-Батор. Монголия

Fig. 1. Sculpture of Maitreya. Bronze, 72 cm. Casting, gilding, colored pigment. G. Zanabazar. ≈1657 г. Gandan Monastery, Ulaanbaatar. Mongolia

Рис. 2. Скульптура Майтрейи. Бронза, золото, пигмент. 68×45 см. Литье, позолота. Г. Дзанабазар. ≈1657 г. Музей-храм Чойжинламы, г. Улан-Батор. Инв. № Ѳ-42.61. 81-251

Fig. 2. Sculpture of Maitreya. Bronze, gold, pigment. 68×45 cm. Casting, gilding. Zanabazar. ≈1657 г. Museum-temple of Choyzhin Lama, Ulaanbaatar. Inv. N o. Ѳ-42.61. 81-251

Скульптура Майтрейи в Музее-храме Чойжин-ламы

Латунь, 68×45 см. Литье, позолота, синий пигмент.

XVII век (≈1657 г.) Музей-храм Чойжин-ламы, г. Улан-Батор. Инв. № Ѳ-42.61. 81-251.

Зарегистрирована в «Списке уникальных историко-культурных объектов Монголии» под № 160, Указ ПМ № 118 от 2002 г.

Скульптура вмузее аналогична храмовой из монастыря Гандан, и в целом иконография повторяет, вероятно, более ранний живописный образ, о котором будет сказано чуть ниже, и есть некоторые поправки с учетом скульптурного решения, когда нужно выдержать точку равновесия и композиционное единение в литом предмете. Майтрейя изображен в позе трибханга, правая нога немного выдвинута вперед и чуть согнута в колене, как в коротком шаге, отчего возникает легкий изгиб левого бедра влево и правого плеча чуть вперед и вправо. У него стройное тело с широкими плечами и тонким станом. Открытое ясное лицо округло и блистает чистой молодой кожей. Нос тонкий, высокий. Взгляд миндалевидных глаз направлен на кончик носа. Крупные уши с длинными продырявленными мочками, но без сережек. Дугообразые тонкие брови, между ними крупная круглая урна. Линия волос почти прямая. Волосы убраны в высокий, конусообразный узел, прикрывающий ушнишу, на передней части ее изображен золотой субурган, прежде венчавшее прическу драгоценное украшение отломано, осталось лишь 4‑лепестковое основание, несколько локонов свисают на плечи. Через левое плечо переброшена шкура антилопы с рожками и копытцем, а также длинный шнур пояса йогина, который почти доходил бы до колен, но чуть-чуть заправлен под накидку, завязанную на бедрах. Правая рука согнута, кисть на уровне груди в жесте дхармачакры – кончики большого и указательного пальцев соединены в кольцо. Ладонь обращена к зрителю, в самом центре ладошки видна крошечная дхармачакра – один из 80 благих признаков будды. В левой руке, опущенной вдоль тела, бодхисатва держит кувшин с крышкой и тонким носиком. Юбка подпоясана кушаком, на бедрах по диагонали закреплена накидка (рис. 2).

Открытые части тела покрыты матовой позолотой, одеяние и лотос – глянцевым золочением. Волосы окрашены синим пигментом, белки глаз – белым, зрачки – черным. Подкрашивание, вероятно, делали недавно, так как на старых снимках краски выглядят стершимися. Постамент круглый, в форме бутона лотоса с округлыми, литыми лепестками, между которыми выступают пучки тычинок. Лепестки лотоса имеют характерные для работ Дзанабазара клювики, что делает их похожими на спелые кедровые шишки с орехами.

Изображения публиковались Н. Цултэмом и Сообществом музеев Монголии: [13, илл. 78][14, т. I, с. 136].

Тангка бодхисатвы Майтрейи

Холст, размеры: 55×37 см. Обрамление: окантовка бежевым шнуром, рамка из сине-золотой парчи, рамка деревянная с остеклением. 50-е гг. XVII в.

Музей изобразительных искусств имени Г. Дзанабазара, г. Улан-Батор. Инв. 66.01.11. 685-10. Включена в «Список уникальных историко-культурных объектов Монголии» под № 234, Указ ПМ № 116 от 2005 г.

В Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара (МИИД, монг. ЗДУМ) хранится замечательная живописная работа «Ирээдүйн залрах Асрангүй», изображение Майтрейи; есть все основания полагать, что это произведение самого Дзанабазара. Вероятно, она была предшественницей создания пластических образов в металле, так как именно эту модель мы видим в нескольких храмовых скульптурах. Бодхисатва Майтрейя изображен в традиционной иконографии, стоя в позе абханга, то есть без изгиба, но с легкой опорой вправо. Ноги прямые, ступни развернуты носками в стороны. У него стройное тело золотистого цвета с широкими плечами и тонким станом. Открытое ясное лицо округло и блистает чистой молодой кожей (рис. 3а). Взгляд миндалевидных глаз направлен вперед. Крупные уши с длинными продырявленными мочками, но без сережек. Дугообразые тонкие брови как бы повторяют линию роста волос, с острым мысиком по центру головы. Синие волосы убраны в высокий конусообразный узел, прикрывающий ушнишу, сверху увенчанный драгоценным украшением, несколько локонов свисают на плечи. Через левое плечо переброшена коричневая шкура антилопы с рожками и ножкой с копытцем. Правая рука согнута, кисть на уровне груди в жесте дхармачакры – кончики большого и указательного пальцев соединены в кольцо. Ладонь, окрашенная красной охрой, обращена к зрителю, в самом центре ладони видна крошечная золотая дхармачакра – один из 80 благих признаков будды (рис. 3б). В левой руке, опущенной вдоль тела, бодхисатва держит кувшин с крышкой и тонким носиком. Красивая юбка благородного синего цвета подпоясана оранжевым кушаком, на бедрах по диагонали закреплена зеленая накидка.

Рис. 3а. Бодхисатва Майтрейя. Тангка, холст, размеры: 55×37 см. Обрамление: окантовка бежевым шнуром, рамка из сине-золотой парчи, деревянная рама с остеклением. Г. Дзанабазар. Середина XVII века. Музей изобразительных искусств им. Дзанабазара, Инв. № 66.01.11. 685–10 г. Улан-Батор

Fig. 3a. Bodhisattva Maitreya. Thangka, canvas, dimensions: 55×37 cm. Framing: beige cord edging, blue and gold brocade frame, wooden frame with glazing. G. Zanabazar. XVII century. Zanabazar’s Museum of Fine Arts., Inv. No. 01/66/11. 685–10 Ulaanbaatar

Рис. 3б. Фрагмент тангка «Бодхисатва Майтрейя» Дзанабазара. Правая длань бодхисатвы в жесте проповеди с изображением дхармачакры в центре ладони

Fig. 3b. Fragment of the thangka “Bodhisattva Maitreya” by Zanabazar. The right hand of a bodhisattva in a preaching gesture with the image of the dharmachakra in the center of the palm

Рис. 3в. Фрагмент тангка «Бодхисатва Майтрейя». Пейзаж с реалистичным изображением растительности, характерной для Хангайских и Хэнтэйских гор Монголии

Fig. 3c. Fragment of the thangka “Bodhisattva Maitreya”. Landscape with a realistic depiction of vegetation typical of the Khangai and Khentei mountains of Mongolia

Майтрейя стоит на белом лунном диске, на лотосовом постаменте с яркими разноцветными лепестками. За его спиной создает яркий фон вытянутая вформе лепестка, мандорла, с карминово-красной центральной частью и оранжевым обрамлением, покрытым узором с драгоценными изумрудными и аметистовыми вставками.

Композиция тангка очень четкая, ясная, контрастностью цветовых пятен полотно напоминает аппликацию с контурными силуэтами. Высокий горизонт делит пространство на синее небо со светилами дня и ночи, белыми облаками и бледно-зеленую землю, с треугольными, лесистыми горами, где очень реалистично прорисованы хвойные деревья и кустарник (рис. 3в). На переднем плане – синие волны моря. Перед божеством, под лотосовым пьедесталом, стоит оранжевая чаша, пиала, наполненная подношениями Пяти органам чувств (панчака магуна). В верхней части тангка справа и слева изображены солнце и луна в виде двух дисков, в верхних углах – два золотых субургана, в киотах которых видна фигура восседающего будды.

Скульптура Майтрейи из частной коллекции

Бронза, литье из трех частей: фигура, постамент и мандорла (новая).

Горячая позолота, пигмент черного, белого, красного, ярко-синего цвета.

Высота 60 см, диаметр постамента 20 см, высота 10 см.

Конец XVIII – начало XIX в. Монголия, коллекция А. Алтангэрэла.

Майтрейя изображен как молодой прекрасный юноша, стоит с опорой на левую ногу и левое бедро, чуть отведенное назад. Высокая ушниша увенчана драгоценным украшением с многолепестковым основанием. Две пряди синих волос спускаются на плечи (рис. 4а).

Черты лица крупные, нос высокий, орлиный, на лбу выпуклая урна, глаза открыты. На левом плече накинута шкура антилопы. Правая рука в жесте проповеди – на уровне сердца, левая опущена вдоль тела, держала кувшин для воды (утерян). Юбка собрана в складки справа и слева, подвязана мягким кушаком, концы которого свисают спереди. Накидка, сложенная узкой лентой, закреплена на бедрах двумя узлами по бокам. На спине прямоугольное запаянное отверстие для вложений сокровищницы, шунгшига.

Лотос-постамент круглый, в реалистичной форме распускающегося бутона, фестончатые лепестки расположены тремя ассиметричными рядами по 12 лепестков в каждом. Верхний край постамента окружен жемчужной нитью (рис. 4б–в).

Рис. 4а. Скульптура Майтрейи. Бронза, литье, позолота, цветной пигмент. Размеры: 60,0×20 см. Конец XVIII – начало XIX в. Коллекция А. Алтангэрэла. Монголия. Вид спереди. Фото С. Гансуха

Fig. 4a. Sculpture of Maitreya. Bronze, casting, gilding, colored pigment. Dimensions: 60.0×20 cm. Late 18th – early 19th century. Collection of A. Altangerel. Mongolia. Front view. Photo by S. Gansukh

Рис. 4б. Скульптура Майтрейи. Бронза, литье, позолота, цветной пигмент. Размеры: 60,0×20 см. Вид сзади. Фото автора

Fig. 4b. Sculpture of Maitreya. Bronze, casting, gilding, colored pigment. Dimensions: 60.0×20 cm. Rear view. Photo by author

Рис. 4в. Скульптура Майтрейи. Бронза, литье, позолота, цветной пигмент. Размеры: 60,0×20 см. Дно пьедестала. Фото автора

Fig. 4c. Sculpture of Maitreya. Bronze, casting, gilding, colored pigment. Dimensions: 60.0×20 cm. Pedestal bottom. Photo by author

Шунг не сохранился, крышка утеряна. Мандорла в виде высокой арки с кругом – восстановленная, лицо и волосы подкрашены заново.

Скульптура несколько уплощена за счет широко расправленного и плоского по бокам подола юбки. Лицо и руки вылеплены несколько грубовато. Край подола украшен скромной гравировкой в виде цветочных венчиков. Выполнена в стиле Дзанабазара на рубеже XVIII– XIX вв.

Скульптура. Будда Майтрейя на троне

Латунь, 65×29,5×27см., вес17080гр.

Литье, выколотка, позолота. вставка из кораллов и бирюзы

XVII в. Музей-храм Чойжин-ламы, г. Улан-Батор. Инв. № 42-63. Ѳ-42-63.

Зарегистрирован под № 689, постановление № 105 от 2012 г. в списке «Списке уникальных историко-культурных объектов Монголии».

Майтрейя, украшенный царскими одеяниями и украшениями, восседает в бхадраасане, т. е. со спущенными «по-европейски» ногами на лотосовом троне со спинкой. На голове пятичастная золотая корона, инкрустированная коралловыми и бирюзовыми вставками. Над короной видна ушниша, увенчанная драгоценным украшением. Часть волос спускается локонами по плечам. В крупных ушах с большими мочками огромные серьги, свисающие на плечи. Грудь покрыта роскошным ожерельем со вставками из коралла и бирюзы. Руки в дхармачакра правартана мудре или жесте поворота колеса учения – на уровне груди, пальцами он удерживает стебли лотосов, бутоны которых расположены на уровне лица, на них должны размещаться атрибуты – ступа и кувшин (утеряны, как и лотос у левой руки). Через левое плечо на колени свисает жемчужный шнур, символизирующий пояс йогина. Будда восседает на круглом лотосе в форме цветочного бутона, установленном на львином троне, такой трон характерен для дзанабазаровских субурганов. Спущенные ноги опираются также на круглый лотос, но с плоским, не скругленным дном (рис. 5). Спинка трона имеет вытянутую форму листа дерева бодхи, в центре – силуэт с расходящимися лучами, которые изображают сияние, ауру Будды. Скульптурная композиция атрибутируется музеем как школа Дзанабазара. К сожалению, скульптуру не удалось осмотреть детально изза ограниченности доступа.

Иконография Майтрейи, сидящего в бхадраасане, перекликается с одной из легенд о том, как было создано первое изображение Будды. Однажды Будда Шакьямуни восходил на небеса Тушиты, чтобы проповедовать учение своей почившей матушке Махамайе, которая там возродилась. Ученики Будды решили создать портрет учителя, чтобы легче было переносить его отсутствие. Когда Будда вернулся, созданная лучшими художниками статуя спустила ноги, чтобы приветствовать Тагхагату, но Будда велел ей оставаться, чтобы в будущем нести учение вместо самого Шакьямуни, и водрузил на голову статуе царскую диадему. 

Рис. 5. Скульптура Будды Майтрейи на троне. Медный сплав, золото, вставка из кораллов и бирюзы. Литье, выколотка. Размеры: 65×29,5×27 см. Вес 17 080 гр. XVII в. Музей-храм Чойжин-ламы, г. Улан-Батор. Инв. № 42-63. Ѳ-42-63.

Fig. 5. Sculpture of Buddha Maitreya on the throne. Copper alloy, gold, coral and turquoise insert. Casting, punch. Dimensions: 65×29,5×27 cm. Weight 17 080 gr. XVII century. Museum-temple of Choyzhin Lama, Ulaanbaatar. Inv. No. 42-63. Ѳ-42-63

Рис. 6. Скульптура Майтрейи в храме Янгажинского дацана, Бурятия. Кедр, резьба по дереву. Высота 16 м. Художник С. Ц. Цыбиков. Фото 1934 г. Национальный музей РБ, Улан-Удэ.

Fig. 6. Sculpture of Maitreya in the temple of the Yangazhinsky datsan, Buryatia. Cedar wood carving. Height 16 m. Artist S. Ts. Tsybikov. Photo 1934. National Museum of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude.

Традиция сооружения храмов Будды Майтрейи в Монголии и Бурятии

В 1816 г. в Их-хурээ (ныне Улан-Батор) был построен специальный храм Будды Майтрейи, в котором находилась огромная, высотой 80 локтей, скульптура сидящего Майтрейи. Скульптура была изготовлена в технике выколотки в Долоноре китайскими ремесленниками и доставлена в разобранном виде. Мероприятие инициировал известный монгольский ученый Агванхайдав (тиб. ngag dbang mkhas grub 1779–1838), под патронажем Пятого Богдо-гэгэна (тиб. rje btsun dam pa blo bzang tshul khrims ‘jigs med bstan pa’i rgyal mtshan 1815–1842), который в 1833 г. проводил освящение статуи и храма, возведенного в оригинальной, смешанной архитектуре – прямоугольное здание в тибетском стиле, но с куполом, напоминающим монгольскую юрту [15, с. 145–152][21]. К сожалению, храм и статуя были ликвидированы в 30‑е гг. ХХ столетия. В начале тысячелетия настоятель монастыря Зуун-хурээ Ч. Дамбажав решил восстановить храм Майтрейи на прилегающей к монастырю территории. Скульптор Н. Оргил создал копию с модели Дзанабазара, высотой 1,6 м, и по этому образцу тибетскими, непальскими и китайскими мастерами в Сычуани, городе Ченду была изготовлена большая 22‑метровая скульптура. Открытие скульптуры состоялось летом 2018 г.

Аналогичные храмы с гигантскими статуями сидящего Майтрейи строились во второй половине XIX в. в крупных монастырях Забайкалья. Скульптуры из листовой меди заказывали в мастерских Долоннора Внутренней Монголии Цинской империи. Такие скульптуры были, например, в Анинском, Агинском дацанах. Ни одна из них не пережила испытаний ХХ века, все были переплавлены на металл. К концу XIX в. усилился пограничный контроль с российской стороны, и буряты стали изготавливать бурханов на местах: в Цугольском дацане статуя Майтрейи была создана местными бурятскими дарханами в технологии выколотки по металлу, при этом толщина металлического листа была 4–5 мм., то есть гораздо больше, чем у китайских изделий. Свидетельство о процессе зафиксировано А. Рудневым4. Неполный комплект разобранной скульптуры сохранился в фондах Музея истории религии в Санкт-Петербурге, возвращен верующим в 1991 г., реставрирован, установлен во вновь отстроенном специальном храме и освящен в 2008 г.

Сохранилось визуальное свидетельство также о деревянном 16‑метровом Майдари, выполненном селенгинскими мастерами во главе с известным художником Санжи Цыбиковым (1877–1934) в комплексе Янгажинского дацана (рис. 6).

С 2014 г. в Монголии начат проект по созданию в 50 км к югу от столицы огромного комплекса, центральным объектом которого станет скульптура Майтрейи высотой в 54 м, встроенная в 108‑метровую ступу. Планируется, что комплекс будет включать несколько храмов, музей, библиотеку, торгово-развлекательные и спортивные площадки, парковые насаждения и т. д., и займет более тысячи гектаров земли [16]. При этом горизонтальная проекция образует соембо, знак из письменности, изобретенной Дзанабазаром и ставший государственным символом Монголии [17, с. 173–180].

Рис. 7а. Проект архитектурного комплекса в Монголии «Их Майдар» [16, c. 2].

Fig. 7a. The project of the architectural complex in Mongolia “Ikh Maidar” [16, c. 2].

Рис. 7б. Состояние строительства летом 2022 г. Фото автора

Fig. 7b. State of construction in the summer 2022. Photo by author

Заключение

Традиция ежегодных ритуалов встречи Майтрейи была официально закреплена с 1657 г.; вероятно, образ бодхисатвы Майтрейи, готовящегося сойти к людям с небес Тушиты или Гандена, был одним из самых первых творений Дзанабазара. Это образ героя-йогина, пребывающего в постоянной медитации, свидетельством чему служит шкура антилопы, переброшенная через левое плечо. Данный иконографический образ сохранился не только в пластическом, но и очень редком живописном варианте в Музее изобразительного искусства в Улан-Баторе. Майтрейя Дзанабазара стилистически и иконографически наиболее близок к лучшим образцам шагающих бодхисатв непальской школы XI–XIV вв. (рис. 9), продолжившей художественную индийскую традицию эпохи Пала-Сена (IX–XII вв.) (рис. 8). Но в то же время Дзанабазар демонстрирует собственные эстетические предпочтения, понимание красоты монгольскими кочевниками, выразившееся в элегантной простоте и реалистичности облика. Впрочем, понимание сути культа Майтрейи у монгольских народов аналогично индо-тибетской буддийской традиции [20][21].

Рис. 8. Скульптура Майтрейи. Медный сплав с инкрустацией серебром и камнями. Северная Индия. XI–XII вв. Стиль Пала-Сена. Дворец Потала, Лхаса, Тибет. Опубликовано У. фон Шредером [19].

Fig. 8. Sculpture of Maitreya. Copper alloy inlaid with silver and stones. Northern India. XI–XII centuries Pala-Sena style. Potala Palace, Lhasa, Tibet. Published by Ul. Von Schroeder [19].

Рис. 9. Скульптура бодхисатвы Майтрейи. Золоченая бронза. Непал. XIV в. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. – https://www.himalayanart.org/items/86424/

Fig. 9. Sculpture of the bodhisattva Maitreya. Ormolu. Nepal. 14th century Metropolitan Museum of Art, New York. – https://www.himalayanart.org/items/86424/

1. Аса́нга (санскр. asanga, тиб. thog me; объединитель), родился в Гандхаре, основатель школы йогачара, автор ряда трудов по мадхъямике, абхидхарме, праджняпарамите, которые имели огромное влияние на развитие буддизма [6]. Широко известны различные легенды об отшельнической практике Асанги, когда он много лет сидел в аскетическом уединении в горах, чтобы узреть настоящего Майтрейю и получить учение непосредственно от него самого. В результате обнаружилось, что Майтрейя всегда пребывал рядом с ним, но Асанга смог узнать его, только когда ушло его собственное неведение.

2. Деревом нагов (naga vṛkṣa) называют магнолию чампака (лат. Magnólia chámpaca), вид растения семейства Magnoliaceae. Это вечнозеленое дерево высотой 50 м и выше, с продолговатыми, заостренными кожистыми листьями и ароматными белыми или желтоватыми цветками, из которых выжимается масло, используемое в парфюмерии. Произрастает в вечнозелёных широколиственных лесах на высоте от 200 до 1600 м над уровнем моря в Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Малайзия, Мьянма, Непал, Таиланд, Вьетнам).

3. Текст называется на монгольском языке: Хутагт Итгэл Майдарын мөргөл, тахилын уншлага амар хялбар анхааран авахуй лугаа талбисан Утга Төгс Оньст Шат хэмээх оршвой – «Молитва о том, как легко внимать ритуалу благородного прибежища Майтрейи, под названием Идеальные ступени сути».

4. Андрей Руднев был направлен в командировку С. Ольденбургом для сбора полевого материала в Забайкалье и Монголию, его отчет опубликован в 1905 г. [18].