Article

Из мусульманских хроник в национальную историографию? (к постановке проблемы)

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-548-567
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Заведующий центром
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
член ученого совета ИВ РАН
Аффилиация: Институт востоковедения, РАН; Институт российской истории РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН; Институт истории, археологии, этнографии ДФИЦ РАН
член редакционной коллегии
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Историография, источниковедение, методы исторического исследования
Страницы 548 - 567
Аннотация

Проблематика формирования национальной мусульманской историографии недостаточно изучена в контексте межимперских трансферов знания в эпоху создания на обломках колониальных империй национальных республик. Между тем, она выходит на ключевые для историков сегодня сюжеты империи и нациестроительства, гибридизации мусульманской историографии, субъективности исторического знания. На материалах исторических сочинений российских и османо-турецких улемов Али Каяева (ал-Гумуки, 1878–1943), Джамалуддина Карабудахкентского (ал-Гарабудаги, 1858–1947), Мурада Рамзи (1854–1934) и Юсуфа Акчуры (1876–1935) авторы статьи проследили, как складывались и менялись модерные исторические нарративы бывших мусульманских окраин Российской и Османской империй, в чем их сходства и различия, каков вклад реформаторов-джадидов, к которым из этих четырех историков с несомненностью относят Каяева и Акчуру, в становление национальных историографий Кавказа, Поволжья и бывшей Османской империи, включая популяризацию национальной истории в мусульманской периодике.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS